О деятельности регионального отделения ООДЭД «Зелёная планета» Новгородской области

Новгородское областное региональное отделение «Зелёная планета», Инна Карпина, 26.03.2009
Горячий научный спор

О деятельности регионального отделения Общероссийского общественного движения детского экологического движения «Зелёная планета» Новгородской области в 2008 году

В современной концепции образования Новгородской области экологии придается значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. В соответствии с такой постановкой вопроса формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться как результат экологического образования и воспитания.

На основании комплексного подхода к экологическому образованию его можно определить как процесс формирования у школьников научного мировоззрения, системы отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, обществом, с самим собой, направленной на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений.

Практика образовательных учреждений нашей области показала наличие тесной связи с профориентационной подготовкой воспитанников. Результаты профильного обучения ориентированы не только на практическую подготовку учащихся, но и на его личностное развитие.

Суть экологического образования области остается прежней - поддерживать интерес учащихся к решению экологических проблем, умение практически применять полученные знания.

Исследование и проектирование стали предметом целенаправленного обучения школьников. Именно они задают основу современного содержания экологического образования области.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают ГОУ НРЦРО к поиску новых подходов к методической деятельности в системе дополнительного экологического образования детей, созданию гибкой структуры методической службы, мотивирующей развитие креативных способностей педагогов, их познавательно-ценностных интересов и профессиональное саморазвитие личности. В последние годы возросла потребность в педагоге дополнительного образования, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого осмысления и применения в образовательной практике достижений науки и педагогического опыта. Планирование методической работы, ее структуры в каждом образовательном учреждении проектируется в соответствии с уровнем подготовки учителей и педагогов дополнительного образования и выполняет следующие функции: диагностическую, консультационную, аналитическую, информационную, проектировочную, координационно-организационную.

Учитывая особенности нашей области, система дополнительного экологического образования развивается по следующим направлениям.
1. Обеспечение необходимого информационного, научно-методического, кадрового сопровождения организационных форм и педагогических технологий в дополнительном экологическом образовании.
2. Повышение квалификации педагогов и методистов.
3. Обновление содержания.
4. Обмен информацией и опытом решения региональных экологических проблем.
5. Включение учреждений дополнительного образования в различные сети образовательной информации, формирование регионального банка данных.
6. Преодоление межведомственной разобщенности, налаживание взаимодействия образовательных учреждений с другими профильными структурами.
7. Организационно-методическое сопровождение областных массовых мероприятий.

В НРЦРО сложилась и успешно действует практика научно-практических конференций, на которых юные исследователи выступают с сообщениями об исследованиях, выполненных под руководством педагогов дополнительного образования, в качестве консультантов привлекаются преподаватели вузов, научные сотрудники НОВГУ им. Я. Мудрого, специалистов комитета по охране окружающей природной среды, комитета лесного хозяйства и др..

Стало системой проведение областных экологических конференций школьников:
- «Лес наше богатство» по итогам областного конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам «Подрост».
- «Человек на Земле» по итогам областного конкурса «Исследование окружающей среды».
- «Международный детский экологический форум «Зелёная планета».

Основные цели конференций – выявление и поддержка одаренных учащихся, имеющих специальные экологические и лесоводческие знания; активизация деятельности школьников по охране, изучению, восстановлению лесных экосистем, окружающей среды, привлечение внимания педагогов к детскому экологическому образованию.

Исследовательские проекты представлялись для обсуждения и дискуссии в различных тематических секциях. По мнению жюри во все исследования вложен большой труд детей и педагогов, их научных руководителей.

Широко представлены экологические исследования, связанные с общей оценкой жизненного состояния леса, жизнедеятельностью лесных экосистем; биоэкологические исследования памятников природы.
Школьники проводят собственные исследования и результаты показывают в работе. Мониторинг поведения птиц, различных насекомых, экологическое состояние лесных экосистем в целом - именно эти проблемы волнуют участников конференций. Проводятся картографические, гидрологические, физико-химические исследования. При проведении исследований используются различные измерительные инструменты, в разумных пределах пользуются ресурсами сети Интернет, литературными источниками. Участники конференций демонстрируют не только исследования, но и проведение социально значимых мероприятий на территории лесхозов: расчистка прудов, уборка территории, лесопосадки, их прополка.

Областные конференции показывают плюсы и минусы в организации экологической деятельности школьников, проблемы в экологическом образовании.

Педагоги дополнительного образования, учителя и их воспитанники, участвуя в подобных мероприятиях обмениваются опытом работы в решении экологических проблем различных образовательных учреждений области.

Требования, предъявляемые областным жюри к докладам, к исследовательским проектам, могут служить руководством при планировании работы творческих объединений педагогов, дальнейшей работы по повышению квалификации учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся организацией учебно-исследовательской экологическойдеятельности.

Особое внимание уделяется проведению регионального этапа Международного детского экологического форума «Зелёная планета». Образовательные учреждения области активно включались в работу форума и принимали самое активное участие. К нашему большому сожалению для его проведения средств у территории недостаточно. Введение проведения регионального этапа как обязательного может на начальном этапе становления негативно сказаться на участии школьников в этом замечательном конкурсе.

В 2008 году получили дальнейшее развитие наиболее оправдавшие себя формы повышения квалификации педагогов, методической и организационно-массовой работы:
- курсовая подготовка;
- научно-практические и методические семинары;
- полевые школы-практикумы;
- конференции, слеты;
- конкурс педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»;
- методические объединения, творческие группы.

Тем не менее продолжается поиск новых форм и методов образовательной и просветительской экологической деятельности.

Карпина Инна Яковлевна - председатель Новгородского областного регионального отделения «Зелёная планета»