«Экологическое образование школьников: опыт и проблемы» - экологическое воспитание в школе-интернате 11 города Москвы

Школа-интернат № 11 города Москвы, Е.Н. Файзулина, 16.04.2009
normal_bgame1.jpg

Из опыта экологического воспитания в школе-интернате 11 города Москвы

Учитель биологии Е.Н. Файзулина школы-интерната № 11 в Москве считает, что в связи с отсутствием предмета "экология" в федеральном компоненте современной школы для воспитания экологической культуры нужно использовать самые разные мероприятия, проводимые с детьми во внеурочное время

Уроки экологии в нашей школе, вероятно, как и в других школах Москвы, ушли в прошлое. Но осталось чувство тревоги за подрастающее поколение: как они будут строить свои взаимоотношения с природой, если они не будут знать основ экологии.

Те частички экологического воспитания на уроках биологии недостаточны для раскрытия взаимосвязей всего живого на Земле, не говоря уже об изучении законов, раскрывающих причины устойчивости окружающей среды. Тем более мы – учителя, как никто другой осознаем последствия отсутствия знаний экологических законов, следствием которых являются природные катаклизмы. Ведь часто в этом первопричиной выступает сам человек.

В новых условиях экологическое воспитание нужно проводить, используя любые собрания детей в разнообразных формах: линеек, классных часов, акций, экскурсий, конкурсов …- все, что возможно во внеурочное время. И цель моего участия на конференции – узнать, как выходят из создавшегося положения другие школы, то есть перенять опыт и поделиться нашими наработками в данном направлении.

Чтобы заинтересовать подростков 12-15 лет (а это основной возраст миротворцев), мы решили начать с самого простого и понятного - с вопроса экологической и гигиенической безопасности в быту. Выбор этот обоснован еще и тем, что среди наших воспитанников есть дети с хроническими заболеваниями органов дыхания, кожи, пищеварительной системы.

Прежде всего с ребятами нужно было выяснить, что эта проблема связана с многими причинами:
- особенностями нашего питания, одним из показателей которого является потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей, фруктов, которых в рационе современного человека мало;
- часть детей отвыкли от правильного питания, т.к. во многих семьях хотя не приветствуется, но и не возбраняется питание в фастфудах;
- загрязнением наших жилищ вредными для здоровья веществами, выделяемыми различными полимерными материалами, из которых сделаны синтетические обои, подвесные потолки, мебель.

На эту тему на классных часах проводились беседы, диспуты, лекции. Ребята проводили исследования в своих квартирах с целью выявления источников загрязнения. Обсуждали данную проблему с членами своей семьи. Силами миротворцев было организовано выступление по школьному радио на тему «Макдоналдс – вкусно, но вредно!» Планируется проведение мониторинга в своем районе, цель которого как разъяснительная работа, так и исследовательская.

Апрель – месяц, насыщенный миротворческими делами, имеющими прямое или косвенное отношение к экологии. Традиционными становятся акции «Зеленый росток», «Посади свое дерево», где дети своими руками выращивают рассаду для цветочных клумб в классных кабинетах, высаживают различные сорта кустов сирени на пришкольном участке.

Не первый год школа участвует в окружном конкурсе «Самая лучшая цветочная клумба», по итогам которого, благодаря фантазии, старанию детей, мы заслужили звание лауреатов. Работа по подготовке пришкольного участка к весенней высадке началась с субботников и посадки в каждом классе семян для рассады.

В день Всемирного Дня Хлеба провели торжественную линейку «Его Величество Хлеб», где ребята в своих выступлениях отразили:
- историю возникновения хлеба;
- рассказали о людях, чья профессия непосредственно связана с выращиванием и производством хлеба;
- обратили особое внимание на отношение сегодня людей, особенно детей, к всем необходимому продукту – хлебу.

К Дню Земли планируется проведение творческого конкурса «Формы и краски природы»; конкурса плакатов «Эта хрупкая Планета», «Спаси и сохрани!»; биологических субботников, где ребята будут приводить в порядок зеленые насаждения, клумбы.

В мае с миротворцами будет организована малая экологическая экспедиция к природному уголку «Серебряный бор». Ее цель – знакомство с биоразнообразием природы Москвы, получение практических знаний экологической культуры. Планируется экспедицию завершить «Зеленой» олимпиадой, где ребятам в соревновательной форме будут предложены возможности проявить свои знания и практические умения по основам экологии.