Экологическое образование школьников: опыт и проблемы. Решение проблемы занятости школьников в летний период

Елена Геннадьевна Емельянова - заместитель директора гимназии города Арзамаса Нижегородской области, http://gimnasy.ucoz.ru/, 20.05.2009
http://gimnasy.ucoz.ru/

Экологический проект по благоустройству пришкольного участка "Сделаем мир прекрасней! "

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно, эта проблема актуальна для подростков. Подростковый возраст - это период, когда складывается мировоззрение человека, когда возникает потребность ощущать себя частью общества, воспринимать общество в целом и каждого в индивидуальности необходимой частью своей жизни.

Молодое поколение, оказавшись на распутье, должно сделать правильный выбор, встать на путь гуманизма, добра, созидания. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи, тем более что гимназия – одна из немногих школ города, имеющая большой пришкольный участок (площадь 1055,5 м2). Наше стремление созвучно и с общими тенденциями изменения ландшафтного дизайна города, который практически весь расцветает каждой весной, не случайно правительством страны признает наш город одним из лучших городов России по благоустройству.

Гимназия, расположенная в центре Арзамаса, должна естественным образом вписаться в облик одного из самых красивых уголков города. Так родился проект по благоустройству пришкольной территории «Сделаем мир прекрасней!».

На первом этапе преобразующей деятельности нами был проведен сбор и анализ информации по избранной проблеме по двум направлениям: изучение опыта подобного рода в других городах и странах, проведение социологического опроса учащихся, их родителей и преподавателей школы.

1. Изучение опыта по благоустройству школьной территории: в республике Беларусь, Германии; беседы с AFS-студентами, обучающимися в гимназии по международной программе «AFS - Интеркультура» (Дания, Италия, Таиланд); анализ информации, представленной на сайтах образовательных учреждений России.

Демонстрация материалов по благоустройству территории осуществлялась через школьные СМИ: телевидение, сайт, демонстрационный монитор.

2. Проведение социологического опроса. Выявление заинтересованности участников образовательного процесса в изменении дизайна пришкольной территории показало, что большинство учащихся, их родителей и педагогов считают, что пришкольный участок гимназии находится в удовлетворительном состоянии. Администрация города поддерживает направление на обнов-ление пришкольного участка, считая, что он не соответствует современным требованияv

Анализ информации по теме, позволил определить цель и задачи, наметить программу действий по реконструкции пришкольной территории.

Цель: Формирование экологической культуры, трудолюбия, активной жизненной позиции как ведущие качества, разносторонне компетентной, социализированной личности, способной легко адаптироваться в современном обществе.

Задачи:
развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;
установление плодотворного общения через реализацию творческих находок участников проекта;
преобразование и благоустройство пришкольной территории; создание зеленых газонов, цветников, сказочного уголка для юных гимназистов;
формирование экологической культуры школьников;
воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Направления деятельности

1. Объединение усилия детей и взрослых (учителей и родителей), так как только вместе можно добиться желаемых результатов.
Чтобы охватить большее количество членов детского объединения, желающих принять участие в проекте, решили разделиться на творческие группы, в состав которых будут входить не только члены актива, но и другие представители классов.
Для расширения «зоны действий» проекта приняли решение объединить микрогруппы классов в микрогруппы параллелей. В зависимости от возрастных особенностей и возможностей определить посильную задачу для достижения поставленной цели в реализации проекта.

2. Разделение пришкольной территории на условные участки, которые закрепили за микрогруппами.

3. Определение каждой творческой группе плана действий по благоустройству своей территории (наметить фронт работы: вырубка поросли, обрезка кустарника, выпил старых деревьев, замена неприглядного штакетника, выравнивание грунта, планировка цветников и т.д.).

4. Привлечение финансовых средств для реализации проекта.
Актив детского объединения «Согласие» гимназии составил план действий по реализации проекта:

5 и 6 классам, которые шефствуют над младшими школьниками, было поручено организовать экологическую акцию по сбору макулатуры в начальной школе, чтобы на вырученные средства приобрести газонную траву и семена декоративных культур, краску для изготовления вазонов;

7-8 классам - провести операцию «Рассада» (привлечение родителей к озеленению пришкольного участка и сбор рассады многолетних культур из садовых участков гимназистов и преподавателей, консультирование с педагогами и специалистами станции юных натуралистов);

9-м классам – организовать общешкольный субботники по расчистке территории, вырубке кустарника, выкорчевыванию деревьев, разбивке новых клумб, изготовлению вазонов и др.

Актив детского объединения вышел с предложением о сборе ненужных, вышедших из употребления предметов (кастрюль, тазов, машинных шин и т.д.) для создания из них креативных вазонов и декоративных фигурок на клумбах школы.

5. Разработка Положения о внутришкольном конкурсе «Лучшая клумба школы», в котором мог принять участие каждый класс отдельные гимназисты, педагоги и родители .

Этапы реализации проекта

1-й этап - Подготовительный (март 2008 г.)
2-й этап - Практический (апрель – август 2008 г.)
3-й этап – Заключительный (сентябрь 2008 г.)

Ожидаемые результаты

1. Преобразование пришкольного участка (создание газонов, сказочного уголка для малышей, креативное оформление газонов), соответствие его дизайна общегородскому стилю.

2. Реализация творческих находок, способствующих личностному росту каждого участника проекта.

3. Создание атмосферы сотрудничества между учащимися разных возрастов: между учащимися и учителями, между детьми и родителями, между родителями и учителями.

4. Проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых.

5. Победа в городском конкурсе подготовки образовательных учреждений к началу учебного года.

Проект «Сделаем мир прекрасней!» реализован:
сформированы творческие группы,
обозначены «зоны действий» для творческих групп-параллелей,
собраны и освоены денежные и материальные средства,
проведена реорганизация пришкольной территории, за исключением школьного сада,
разработан и воплощен в жизнь эскиз «Сказочного уголка», который радует юных гимназистов и жителей прилегающих домов,
пришкольный участок приобрел современный дизайн, стал более современным и просторным, и теперь вполне соответствует стилю оформления города Арзамаса,
отремонтированный фасад школы получил прекрасное дополнение в виде ярких вазонов, бриллиантовой зелени вновь созданных газонов и эффектных клумб,
гимназия заняла первое место по подготовке школы к новому учебному году среди школ города,
пришкольный участок был признан одним из лучших в городе.

Вместе с тем, заинтересованность участников проекта учащихся, их родителей и педагогов привела к созданию перспективного плана развития проекта. Этот факт подтверждает то, что и непосредственные разработчики, и участники проекта, и те, для кого он реализуются, получили огромное удовольствие от всего происходящего.

Участники проекта в результате участия в социально значимой деятельности приобщаются к прекрасному, приобретая экологическую культуру - культуру взаимоотношения с окружающим миром, воспитывая в себе компетентную личность, что и является главной задачей проекта «Сделаем мир прекрасней!».

Проект имеет перспективное развитие, так как территория пришкольного участка гимназии составляет по данным технического паспорта школы 1055,5 м2

На данный момент времени реконструирована только половина указанной площади, поэтому нами разработан план дальнейшего преобразования пришкольной территории, на основной части которой располагается школьный сад. В саду планируется облагородить еловую аллею, заложенную в 1995 году ветеранами 624-го ордена М.Кутузова стрелкового полка (боевое знамя полка хранится в школьном музее Боевой Славы).

Двенадцать лет назад в школьном саду была заложена центральная (рябиновая) аллея выпускников. К сожалению, уже многие деревья требуют замены и коррекции кроны. По инициативе гимназистов в знак нашей дружбы со школой г. Ксантена (Германия, программа «Строим новые мосты») планируется заложить кленовую Аллею российско-германской дружбы. В работе осенью 2009 года примут участие члены немецкой делегации, которые будут в это время в гостях у гимназистов.

После вырубки старых яблонь и вишен в школьном саду освободились значительные площади, которые пока пустуют. Поэтому мы можем использовать их для оборудования релаксационного уголка для младших школьников, а их в гимназии 176 человек. Это необходимо сделать, так как в летний период на базе школы функционирует летний оздоровительный лагерь для юных гимназистов.

Завершающим мероприятием будет создание питомника многолетних растений, так как с одной стороны покупать рассаду в зе-леном хозяйстве города дорого, а с другой стороны – дети во главе с преподавателем могут разводить собственный посадочный материал для оформления клумб ..

Уверены, что данный проект будет развиваться, ибо нет предела творчеству и фантазии. Мы считаем школу своим Домом и хотим, чтобы этот дом был прекрасен!