В Иркутском районе завершена олимпиада по Байкаловедению, впереди Первая международная олимпиада школьников по Байкаловедению

Анастасия Петрова, Станция юных натуралистов, 20.04.2012
baykal.jpg

А вы знаете, когда на месте Байкала в последний раз плескался настоящий океан? А на какую глубину ныряет нерпа? Можете назвать археологические памятники на Байкале? На эти и многие другие вопросы отвечали участники районной олимпиады, в которой приняли участие более 200 школьников, учащихся 23 общеобразовательных школ Иркутского района.

Олимпиада по байкаловедению проходит в Иркутском районе уже более десяти лет. В этом году победители районного конкурса примут участие в очном туре 1-й Международной олимпиады «Байкал в наследие» летом этого года.

Как орешки ребята щелкали вопросы, относящиеся к общему байкаловедению, водной фауне Байкала, особо охраняемым территориям. Хорошие знания показали все школьники – от учеников начальных классов до старшеклассников. Лучшие результаты показали школьники начальных классов. Для них Олимпиада проходила в два тура. Первый тур, «домашнее задание» проходил в форме творческого конкурса «Мир Байкала». Всего в Олимпиаде приняли участие команды 23 школ Иркутского района. В этом костюмированном туре каждая команда представляла одного из обитателей Байкала, рассказывая об особенностях живого организма. Второй тур, теоретический – включал себя письменное задание. Представители жюри, в которое входили сотрудники факультета охотоведения ИрГСХА отметили высокий уровень знаний школьников. По результатам было подведено первенство в командном зачете: первое место заняла Пивоваровская общеобразовательная школа, второе место отвоевали ученики Уриковской школы, а третьими стали школьники Лыловской НШДС.

К огорчению организаторов конкурса, в олимпийских состязаниях среди старшеклассников, первое место не присуждено никому. По решению членов жюри, третье место по количеству набранных баллов заняла Анастасия Собенникова из Хомутово. Понятно, что на Олимпиаде, как и положено, были вопросы по-настоящему сложные, требующие не прямой эрудиции, а умения логически мыслить, анализировать факты, размышлять и давать развернутые ответы. К сожалению, по результатам проверки ответов на олимпиадные задания, школьники набрали лишь 48 % от максимально возможного количества баллов. Именно по этой причине и было принято решение первое и второе место не присуждать. «Уровень ответов на развернутые вопросы, за которые можно было бы получить до пяти баллов, оказался недостаточно высоким, именно с этим и связано небольшое число набранных баллов, - поясняет Марина Вахрушева, директор Станции юных натуралистов, организатор конкурса. – Однако, в целом мы остались довольны результатами Олимпиады и рассчитываем, что у школьников интерес к изучению биоразнообразия Байкала, его экологических проблем сохранится и в дальнейшем ребята будут показывать более высокие результаты».

Очень сложным для участников Олимпиады среди старшеклассников оказался, например, вопрос об археологических памятниках Байкала. Те, кто смог ответить на него, в основном вспомнили утёс Саган-Заба и бухту Ая, но никто не упомянул о таких известных памятниках археологии, как курыканские стены в Приольхонье, Шаманский мыс, мыс Улан-Хада. Очень мало оказалось тех, кто дал верный ответ на вопрос, уникально ли то, что из Байкала вытекает всего одна река. Хотя все довольно просто: по законам физики не только из Байкала, но из любого озера может вытекать не более одного водотока: два или более может вытекать лишь в течение очень малого времени. Так что, в этом смысле, Байкал не уникален - ни по числу вытекающих рек, ни по числу притоков.

Лишь одна участница Олимпиады, Анастасия Собенникова, занявшая третье место, правильно ответила на вопрос о том, кто руководил экспедицией, составившей лоцию Байкала. Это был известный гидрограф Ф.Дриженко (Правда, несколько человек назвали А.Сибирякова, но этот пароходчик лишь оказывал техническую поддержку экспедиции). Был еще один вопрос, на который ответила лишь Диана Шароглазова из Максимовской школы – она верно назвала второй эндемичный вид млекопитающих Байкала - ольхонскую полевку, включенную в Красную книгу Иркутской области. Большинство же ребят посчитало таковым или баргузинского соболя (а это не особый вид), или байкальскую кабаргу (такой вид тоже не выделен).

Игорь Фефелов, доктор биологических наук, как член жюри был удивлен, что отвечая на развернутый вопрос о своем отношении к проблеме на Байкале, мало кто из ребят заострил внимание на вопросе утилизации бытовых отходов, хотя это одна из острейших проблем на Байкале.

Все участники олимпиады побывли с экскурсией в Лимнологическом музее, расположенном в поселке Листвянка, а также ребята побывали в музеях охотфака ИГСХА, по музеям и корпусу биолого-почвенного факультета ИГУ, который является памятником архитектуры Иркутской области.

А что касается того, когда на месте Байкала плескался настоящий океан, на этот вопрос верно ответила Анастасия Собенникова из Хомутово – в кембрийском периоде…