Международная научно-спортивная экспедиция по древнему водному пути «из варяг в греки»

Смоленское региональное областное отделение ООДЭД "Зелёная планета", 16.08.2012
DSC00023.JPG

Международная научно-спортивная экспедиция по древнему водному пути «из варяг в греки», посвященная 1150-летию Руси, 1150-летию г. Смоленска

Цели и задачи проекта
 Привлечение внимания мировой общественности к великим датам 1150-летию Российской государственности (2012г.) и 1150-летия г. Смоленска (2013г.)
 Моделирование средневекового судоходства на исторических водных путях, связанных с историей Древней Руси.
 Улучшение знаний о контактах скандинавов и славян во время становления российской государственности, изучение культурного наследия народов.
 Историко-патриотическое воспитание представителей молодежи, участников экспедиции, приобщение к более глубокому изучению истории своего народа.
 Развитие международного сотрудничества на уровне консолидации усилий путешественников разных стран в преодолении трудностей экспедиционной деятельности, больших физических нагрузок, протяженных морских переходов.

Организаторы:

 Фрикскулле музей Норталлия Швеция, капитан шведского экипажа - Леннарт Видерберг
 Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево», руководи-тель – Сергей Сухорученков.
 Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта г. Новая Ладога, Россия, директор – Владимир Голубков.

Участники: в экспедиции участвуют экипажи стран Швеции, Финляндии, России на копиях древних судов скандинавов и руссов (драккарах и лодьях).

Маршрут экспедиции 2012 года: Стокгольм, Балтийское море, Хельсинки, Выборг, Санкт-Петербург, река Нева, Ладожское озеро, река Волхов, Новая Ладога, Старая Ладога, Новгород.

Участие международного экипажа экспедиции в празднования 1150-летия Руси в г. Великом Новгороде.
В ходе экспедиции осуществлялся сбор видео материала для историко-публицистического фильма. Фотоматериалы лягут в основу красочного фотоальбома. Сюжетные события послужат материалом для издания научно-популярной книги «Дорогой тысячелетия», освещающей вопросы археологии, судостроения и мореплавания, связанные с использованием пути «из варяг в греки» в раннем средневековье и в настоящее время. Редакционная коллегия Леннарт Видерберг, Гуннила Ларсон, Сергей Сухорученков, Владимир Голубков.

В сентябре 2012 г. в Великом Новгороде пройдут празднования 1150 летия Российской государственности.
В празднике примут участие Главы Российских регионов и представители зарубежных стран. В первую очередь регионов, по которым проходил исторический путь «из варяг в греки», который сыграл большую роль в образовании и развитии Древней Руси.

Знаменательным событием юбилейных торжеств станет фестиваль на реке Волхов у стен древнего кремля. В фестивале примут участие исторические суда, прошедшие путь от Скандинавии до первой столицы Руси. По специальному сценарию будет разыграны сюжеты прихода в город заморских гостей и встреча их Новгородцами. В это же время два исторических корабля прибудут на фестиваль с южной части пути «из варяг в греки из г. Смоленска. Исторические корабли примут участие в параде и парусной регате.

Руководители экспедиции:
Сергей Сухорученков СЭК « Викинг-Нево» 214013 г. Смоленск ул. Воробьева 6/7 e-mail viking-nevo@yandex.ru;
Леннарт Видерберг Foreningen Sjuhundraleden Fiskaregatan 1, 761 40 Norrttalje, Swiden, lennartwiderberg@passagen.se;
Владимир Голубков Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта, 184450 Ленинградская область г. Новая Ладога, ул. М. Горького, 12

От Нортелье до Санкт-Петербурга.
Старт международной экспедиции по древнему трансконтинентальному пути «из варяг в греки» был намечен на 17 июня 2012 года в небольшом Шведском городке Нортелье, расположенном в 70-ти километрах от Стокгольма. Еще в прошлом веке вблизи этого городка, в деревне Вик, археологами были найдены останки лодки викингов, датируемой 1150-тым годом.

На месте археологического комплекса Шведский исследователь Леннарт Видерберг вместе с единомышленниками создал музей, посвященный этой бес-ценной находке. Детали лодки и элементы ее обшивки были размещены на каркасе из металлических прутьев, сделанном по обводам древнего судна. Вокруг лодки была воссоздана экспозиция, отражающая весь технологический процесс ее строительства. Имеется там и большое панно с древними водными путями, по которым ходили эти суда. Восточный путь от Шведских берегов до Новгорода и Смоленска там отмечен красной линией. По предположению историков, последние плавания на деревянных судах по этому пути проходили не менее 1000 лет назад!

Вот список смельчаков, не побоявшихся выйти в столь непростое плава-ние:
1. Леннарт Видерберг (Швеция) – капитан.
2. Аке Бьеррегард (Швеция) – матрос.
3. Дмитрий Коричев (Россия СЭК «Викинг-Нево» Смоленск)– матрос.
4. Ольга Василькова СЭК «Викинг-Нево» Смоленск – матрос.
5. Александр Бобров СЭК «Викинг-Нево» Минск – матрос.
6. Сергей Сухорученков СЭК «Викинг-Нево» Смоленск – руководитель экспедиции.

Экспедиционное судно «Форнкоре» (в переводе на русский старый ветер)- реконструкция средневекового судна, построена Леннартом Видербергом. Длина 9.57м., ширина 2.15м., осадка 05 м., надводный габарит 0.8м.
Немногочисленные жители, собравшиеся к шести часам вечера на морском причале Нортелье, простояли более двух часов под неутихающим дождем, и, не дождавшись часа отплытия, потихоньку разошлись.

17 июня, воскресенье в 23-10 под непрекращающимся дождем «Форнко-ре» взял путь на восток. До утра шли при ровном ветре на большом, прямом парусе со скоростью 4-5 км. в час. К семи часам утра прошли 50 километров, и вышли в открытое море. До предполагаемой первой остановки у Финского острова Юрму по прямой 115 км. Вопреки ожиданию экипажа заход в столицу Аландского архипелага Мариехамн откладывался на будущие времена (возможно еще на 1000лет). Шведский викинг Леннарт Видерберг решил пройти мимо и Аландского архипелага и архипелага Турку, и пересечь Ботнический залив открытым морем.

Поначалу было непривычно не видеть сушу на протяжении нескольких часов. Для ориентировки в безмолвном пространстве использовался ученический компас. По прошествии двух-трех часов все привыкли и к бескрайним морским просторам и к компасу. К концу вторых суток путешественники приблизились к Финскому острову Юрму.

Первый переход дался большим напряжением сил и нервов. Казалось, что начинается серьезное заболевание.

Разламывалась голова, першило в горле. Лег спать в сарайчике на берегу. Единственный раз за всю экспедицию надул матрац и залез в спальник. Отдых получился настолько полноценным, что утром не чувствовал боли ни в голове, ни в горле. Сказался и психологический настрой с формулой самовнушения: болеть нельзя, так как болеть некогда и лечиться нечем.

С раннего утра 20 июня шли на веслах, иногда поднимая парус. Надежда отдохнуть в г. Ханко тоже не сбылась. К полудню Ханко остался по левому борту. Подул боковой ветер и «Форнкоре» уверенно устремился к столице страны Суоми. Ход 10-11км в час вполне устраивал команду, уже успевшую приобрести мозоли не только на натруженных руках, но и на более экзотических местах организма.

И только команда расслабилась, заведя шкоты паруса за уключины, как внезапный порыв ветра порвал уже почти перетершийся фал, на котором был поднят парус. Рея вместе с парусом упала в воду, попутно чуть не размозжив голову Дмитрия Коричева, сидевшего вблизи мачты. Лодка потеряла ход и ее понесло на камни. Только слаженная и интенсивная работа гребцов, приобретших за многие километры гребли профессиональный навык, спасла судно от катастрофы.

И сразу все стали особенно внимательны к оснастке судна викингов. При-слушивались к каждому скрипу рангоута и писку такелажа. К 22 двум часам ветер стих и до 10 часов утра 21 июня пришлось опять идти на веслах. Современные викинги, пройдя боевое крещение таким сложным и опасным морским переходом, буквально падали с банок-седений. Усталость, вызванная и физическим и психологическим перенапряжением, недостатком полноценного сна, на четвертые сутки перехода буквально лишила команду всякого интереса к окружающим красотам уже обжитых людьми островов вблизи одной из самых красивых столиц Европы.

В Хельсинки вошли под парусом к 14 часам 21 июня. Ни куда попало, а в самую центральную гавань, где уже океанские лайнеры «Викинг» и «Сильвия» ждали своих счастливых пассажиров, готовых в комфортабельных каютах и переполненных вкусной едой барах всего за шестнадцать часов пройти путь от Хельсинки до Стокгольма.
К слову, о еде на «Форнкоре». Еда самая полезная для организма не только шестидесятилетних капитанов Леннарта Видерберга и Сергея Сухорученкова, но и еще юных членов команды. Морковь, яблоки, галеты с маргарином и сыр. Все это употреблялось в ограниченном количестве не только потому, что запас продуктов на судне ограничен, но и по причине понятных неудобств в утилизации субстанций переработки этих продуктов организмом на открытом для ветра и волн судне. Оказалось, что при правильном подходе к режиму питания и отсутствии беспечного отдыха, здоровый организм способен переваривать всю потребленную пищу и воду почти без отходов.

Но все же, какая радость, не спеша, по-матроски вперевалочку, отнюдь не заученными морскими шагами, а потому что ходить по-другому уже разучился, дойти до комфортабельного и бесплатного туалета. И по-хозяйски, с чувством, с толком, с расстановкой попользоваться им. Даже в этом щепетильном вопросе морская команда не проявила ни спешки, ни суеты. Первая к желанным апартаментам на берегу была допущена дама, затем по старшинству, от младших к старшим. А Шведский капитан и вообще, как будто пренебрегая издержками цивилизации, улегся спать, не сходя с судна.

За несколько минут, проведенных на берегу, посвященных исправлению своей морской походки и дегустации зеленого горошка в торговых рядах, забылись 400 километров изнурительной гребли и не вполне безопасных парусных гонок.

Во время непродолжительной стоянки в Хельсинки экипаж мореплавате-лей был тепло встречен финско-русскими родственниками капитана Сергея Сухорученкова – Татьяной и Топи Тапайло. Они сами - активные путешественники, предложили самое желанное в походе - теплый душ и обильный ужин. Наблюдая за тем, как разнообразное съестное поглощалось нашими желудками, диву давался, как много мы съедаем лишних продуктов, подстегиваемых их привлекательным внешним видом и разжигаемым обстоятельствами аппетитом.

В здоровой среде, выполняя интересную работу, организм употребляет продуктов существенно меньше. А мы уже раскатали губу на следующий вечер и заказали жареной картошки с финской селедочкой и пивка побольше.

Но капитан-викинг, по-видимому, предвидя разлагающее воздействие цивилизации на морально-волевой дух экипажа, не дожидаясь пробуждения, только что вернувшейся с вечеринки команды, в одиночку, гребя сразу двумя веслами всю ночь, вел «Форнкоре» в море. И каково же было изумление пробуждающихся современных викингов, открыв глаза и увидев вокруг себя, не манящий соблазнами шумный город, а голубые просторы Балтийского моря. Правду говорится: мы предполагаем, а грозный викинг располагает.

Очень не хотелось еще раз открывать глаза и окончательно похоронить фантазии про баню, бассейн, вкусную еду и пиво. Но интернациональная дружба, уже возникшая за эти дни, и забота о здоровье уже не молодого капитана, заставили смоленских викингов забыть свои обиды и сесть на весла.

Этот нешуточный энтузиазм Ленарта Видерберга положил начало пятидесятимильному переходу на веслах до портового города Котки. В Котке состоялась однодневная стоянка, основным событием которой стало посещение экипажем плавательного бассейна Катарина. Всего 4,30 евро за вход. Время пребывания неограниченно и сервиса больше, чем на пять российских бассейнов. 25 метровый бассейн под крышей, детский бассейн, бассейн с гидромассажем, 50 метровый открытый бассейн, 3 сауны, буфет. Цикл плавания и парения мы повторили раз десять. Поиграли в волейбол и теннис на уличном спорт комплексе. И едва волоча ноги от приятной усталости, в надежде на сытный обед, двинулись к месту стоянки нашего судна.

Леннарт, как мастер спорта по гребле, стоял у причала, держал весло и нетерпеливо вращал его вокруг лопасти. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что ни сытного обеда, ни сытного ужина не предвидится. Вдоволь можно будет только помахать веслами и подышать морским воздухом.

В 16-30 25 июня отошли от причала Котки на веслах в надежде на то, что и этот участок пути будет удачным. Уже стало традиционным отправляться в путь под дождем. Догрести мы смогли только до ближайшего полуострова. Пришвартовались к рыбацкому причалу и уже собирались залезть под тент и спрятаться от дождя.

Но вдруг внимание привлекла толпа бегущих к причалу детей, взрослых и стариков. В общей сумме человек восемьдесят. Благополучно рассевшись на близлежащих причалах, дети стали ловить рыбу. Взрослые выступали в роли ассистентов, насаживали, червяков и снимали рыбу. Этот процесс продолжался полтора часа. Каждый ребенок умудрился поймать по насколько рыбешек, величиной с ладонь. После взвешивания на электронных весах, было проведено награждение победителей чемпионата Котки среди детей по рыбной ловле. По восторженным лицам участников и зрителей было видно, что мероприятие, прошедшее под проливным дождем, вызвало только положительные эмоции.

26 июня всю ночь шли на веслах и к 10 часам догребли до острова Сан-тио. Это место прохождения пограничного и таможенного контроля при выходе из Финляндии в Россию. Явно впервые в жизни, увидев такое экзотическое судно Финские пограничники были по- особенному приветливыми. После непродолжительной процедуры проверки паспортов и виз, они пожелали Шведско-Смоленскому экипажу доброго пути.

Попытка поставить парус и немного отдохнуть на веслах привела к тому, что Форнкоре снесло в опасную зону с подводными и выступающими на поверхность камнями. И экипажу пришлось очень постараться, чтобы выгрести на судовой фарватер. Российскую границу пересекли без особых эмоций. Вешки, которые раньше отделяли Финскую территорию от Российской, в настоящее время отсутствуют. И на чьей мы территории можно было только догадываться. На некоторое время пришвартовались на маленьком островке, тем самым, нарушив пограничные требования, нигде не останавливаться до порта прихода. В этом вопросе у нас большое неравноправие с Финской стороной. Когда суда входят со стороны России в Финляндию, они проходят пограничные процедуры на Финской границе и далее могут останавливаться в любом приглянувшемся месте. Для путешественников, следующих из Финляндии в Россию, уготовлена участь, несмотря на погодные условия, без единой остановки следовать до пограничного пункта в г. Выборге, без малого сорок миль. Вот мы в уме и прикидывали: сколько суток нам грести посередине моря, если не будет ветра. Но долго испытывать наших пограничников на профессиональную бдительность, чревато неприятными последствиями и в 16-30 мы вновь сели на весла. Монотонное продвижение вперед по бирюзовому морю, внезапно нарушил уже неожидаемый наезд пограничников. Они незаметно подплыли к нам на маленькой моторной лодке. Сказали, что на за-ставе пропустили момент входа нашего судна в Российские территориальные воды и теперь на заставе большой аврал. Заставу мы видели, но людей на ней не просматривалось. Я подумал, что с нашей стороны уже откровенно доверительные отношения с Финляндией и пограничная часть на острове Козлиный упразднена.

Переписав номер нашего судна, и выяснив маршрут нашего следования, пограничный расчет удалился. Мы же посчитали, что есть повод поужинать морковкой и галетами. Необычайно замечательное меню на многосуточный переход. Быстро усваивается и в туалет не хочется.

В 23-30 сразу с двух противоположных направлений западного и восточного, прямо от горизонта в небо поднялись два громадных свинцовых облака. Небо стало серым и пугающе неприветливым. Кто-то самый умный озвучил мысли, посетившие головы всех путешественников, затишье перед бурей. Ветер усиливался с уверенностью бегуна на средние дистанции. Пошел дождь и весь процесс устремился к неизбежному в такой ситуации апогею. Быстрый бег под парусом после многочасовой изнурительной гребли совсем не радовал путешественников, так как Форнкоре, переваливаясь с волны на волну, похоже держался на плаву вопреки законам физики. Место для спасения, выдающийся в море полуостров, мы прошли уже полтора - два часа назад. Надеяться приходилось только на волю волн и божью милость. Вспомнился талисман, мелкая игрушка, которая прямо под ноги подкатилась в автобусе по приезду в Хельсинки. Одна сторона игрушки было потешное лицо с крупным носом, а вторая розовая попка. Подумалось, какой стороной этот необычный человечек повернется к экипажу: доброжелательным лицом или….
После получасового напряжения и риска, быть опрокинутыми трехметровой волной, стало ясно, что лицом - и дождь и ветер стихли с той же скоростью, как и начались. И все в душе были уже согласны идти на веслах в штиль до конца морского этапа. Слабый ветер не долго гнал лодку в попутном направлении. В скорости он стих и снова гребля. К 12 часам 27 июня догребли до желанного причала в г. Выборге.

Наше оформление границы и таможни затянулось по причине прихода Финского парома «Карелия» и акции «Антинаркотики», проводимой спецслужбами РФ. Зато и Шведы и Финны смогли убедиться, что с наркотиками на Карелию лучше не садится.

Через три часа заполнения вороха бумаг и ожидания экипаж Фарнкоре впервые за десять суток получил пол дня полноценного отдыха. Сходили в Вы-боргский замок, прогулялись по городу, поели и попили кофе, искупались на пляже. Вернулись на причал в 23-30.

К этому времени рядом уже стояла яхта, в ожидании таможенного оформления, пришедшая из Швеции. Ветра не было, а это реальная возможность за ночь выгрести из Выборгского залива. Леннарта долго уговаривать не пришлось. Он проснулся и сразу сел на весла. До самого утра выгребали из залива. В 9-30 подул легкий ветерок , подняли парус и взяли курс на "заветный" Санк-Петербург.

К обеду ветер усилился и «Форнкоре» побежал со скоростью 11-13.7 км в час. В 13часов у нас уже Приморск на траверзе. Ветер и волна с юго-западного направления не собираются утихать и пора бы зарифить паруса, но они на Форнкоре принципиально не рифятся. Радовало только одно, что прогноз погоды из Интернета «оправдался» с точностью наоборот. По прогнозу ветер должен быть северо-восточный, а это нам прямо в нос и, значит, что мы не смогли бы выйти из Выборгского залива. Придумал новую поговорку: к дому и лодки бегут без рифов. Особое недоумение у меня бывалого морехода вызывало то, что шкот незарифленного паруса с особой тщательностью завязывался на прямо на руль. Я пытался вразумить отчаянного викинга, объясняя ему, что ни один яхтсмен не делает это. На что получил ответ, что яхтсмены не делают, а викинги делают. В очередной раз пришлось помолиться.

Лодка едва успевала за волной и, казалось, что очередная надвигающаяся с боку волна , уже точно накроет нас. Но она прошла, мягко поднырнув под киль. Идет следующая и все невольно теребят спасательные жилеты. Что делать в случае катастрофы, похоже, викинги не прописали. Двадцать километров в тринадцатиградусной воде не проплыть. Сигнал СОС подать не чем. Надежда только на надувные матрацы, пока бесполезно лежащие в рюкзаках. Может они продлят время пребывания в такой совсем не теплой воде? Тело невольно отклоняется, пытаясь откренивать лодку при каждом порыве ветра. Каким то непонятным, но чудесным способом лодка викингов держится на поверхности бушующего моря. Волны, набегая на корму, с удивительной ловкостью подныривают под нее и выскакивают с противоположной стороны, закрывая горизонт. Несколько секунд ты смотришь в волну, как в занавеску. Потом она убегает в даль и теряется среди других своих сестер.

Особенной кульминации волны достигли при подходе к заградительной дамбе у острова Котлин. Здесь глубина с двадцати – двадцати семи метров уменьшилась до шести. И волны стали выше и круче. Напрягало еще и то, что надо было выбираться на ветер, чтобы вписаться в проход в дамбе. Идти были вынуждены правым бортом к ветру. По руке, лежащей на планшире, постоянно прокатывались гребни Балтийских волн. Чувствовалось настоящее единение со стихией. Противоборствовать ей было бессмысленно. Да и кто мог точно сказать, как противодействовать. Срубить парус? Что дальше? Бессмысленная болтанка по морю?! Ни одна команда гребцов не смогла бы на волне, достигающей топа мачты, продвинуться на значительное расстояние. Оставалось одно - посильнее прижаться, к уже ставшему родным борту «Форнкоре» и с надеждой смотреть на нашу, не очень мощную мачту, ванты, которые ее держат, и другие, совсем не современные усовершенствования судна викингов.

Но как ни странно, ничего не сломалось и не порвалось! И вот, мы на полном ходу врываемся в акваторию между молами Крондштатской дамбы. Нас даже не смутило то, что прямо на нас двигался огромный пассажирский паром. Команда без суеты пережила это неординарное событие, разойдясь с этим девятиэтажным, океанским судном левыми бортами, одновременно нарушив три правила МППСС. Все выглядело так, как будто все посчитали, что встреча с этим великаном безопаснее, чем оставшийся за кормой бушующий Финский залив. Опустив парус, путешественники неспешно отгребли до кромки судового хода и пропустили рвущийся на открытую воду лайнер. Далее один за другим прошли двенадцать не менее значимых пассажирских судов иностранной принадлежности, тем самым, подтвердив, что Санк-Петербург становится туристической Меккой Европы.

Половину Маркизовой лужи прошли под парусом при слабом ветре. Пять часов изнурительной гребли на заключительном этапе! И, в 22-30 - долгожданная швартовка в яхт-клубе "Невка", на Бычьем острове в устье одноименной реки.

Путешественники-рекордсмены ничуть не обиделись, что страна не встре-тила своих героев. Так много сил и эмоций было отдано во время этого напря-женного перехода, что было не до отрицательных эмоций. Грянуло дружное Ура!

Одиннадцать прожитых дней, которым суждено войти в историю!
850 километров (464 мили) морской части пути «из варяг в греки!

Летописец: Сергей Сухорученков

Санкт-Петербург-Новгород.

01.07.2012 На смену путешественников Смоленского спортивано-экспедиционного клуба «Викинг-Нево» Дмитрия Коричева, Александра Боб-рова и Сергея Сухорученкова, у которых заканчивался отпуск, из Новой Ладоги прибыли воспитанники Центра детско-юношесткого туризма и парусного спорта.

1. Ширгин Сергей - Центр ДЮТ и ПС, г.Н Ладога
2. Санихин Александр - Центр ДЮТ и ПС, г.Н Ладога
3. Власов Евгений - Центр ДЮТ и ПС, г. Н. Ладога
4. Морозов Илья - Центр ДЮТ и ПС, г. Н.Ладога
5. Салынский Виталий - Центр ДЮТ и ПС, г. Н Ладога
6. Горбунов Михаил - Центр ДЮТ и ПС, г. Н Ладога
7. Капустин Евгений - Центр ДЮТ и ПС, г. Н Ладога

Отплытие намечалось на 7 часов утра, но в силу обстоятельств оно перенеслось на 9. Идет дождь. Грести приходится течения Малой Невки. Остается только одна надежда на ветер. Но пока дует встречный. Эх...! Гребли с перерывами на отдых по 3 часа. Прошли мимо Авроры. Где-то после Финляндского вокзала решили вспомнить старую русскую профессию, бурлаки. Волок лодки с набережной, внес некоторое разнообразие в наш монотонный труд. Прошли километра 4-5. Набережная закончилась. Жаль, придется снова грести. В 10 часов вечера остановились, поужинали рис с морковью. Ребята нашли на берегу настоящий мангал. Ура! Теперь до конца похода будем обеспечены костром. Очень удивило то, как Леннарт приправил ужин десятью кубиками "Magi"! После этого мальчишки ОБЪЯВИЛИ, ЧТО ПОГРЕБУТ НОЧЬЮ! Какие-то волшебные кубики ?! Часа в три ночи мы подошли к Усть-Ижоре. Там нас встретил Петр и передал нам весла от своей ладьи. И, как оказалось, не зря! Два весла были сломаны еще до Питера. Погребли сразу шестью веслами. Но в шесть утра действие кубиков сошло на нет и все стали засыпать... Спать! На берегу! Одно удовольствие!

02.07.2012

Впереди Ивановские пороги! Как много про них было сказано - и все пу-гающие факты. Никто их на веслах до нас не проходил как минимум десять веков. Проснулись в 12 часов дня, позавтракали и в путь. До порогов еще 2 километра. Проходили пороги правым берегом. Вода скачет по камням и ревет как встревоженный зверь. Пришлось поднапрячься. Почти прошли. Но в последнем рывке сели на камни и ребятам пришлось проводить лодку на руках, выпрыгнув за борт. А вода ледяная! 10-15 минут и они промерзшие запрыгнули в лодку и продолжили путь. После порогов течение ослабло, грести стало легче. Гребли сменами по 4 часа. Пели песни и доедали деликатесы: яблоки и печенье. Часам к 4 утра вдали замаячили огни Шлиссельбурга.

03.07.2012

10 утра. Подъем!!! Рисовая каша с найденного мангала, чай, бутерброды - вот о чем мечтает каждый гребец с утра! К 14.30 были у истока Невы и снова в путь! Крепость Орешек позади. Жаль, что во время экспедиции мы не успеваем посещать культурные и исторические памятники. Только вперед и вперед. Грести и грести. Перед Ладогой произошла смена экипажа. Мальчишек отправили в Новую Ладогу берегом, а на борт ступили бывалые "морские волки" -Владимир Голубков и Петр Сорокин. Из прежнего экипажа - Леннарт, Ойки, Сергей Валерьевич и я. Рыбак на берегу незадачливо подействовал на нервы, сказал, что озеро забирает многих, коварное оно...Еще что-то про обводной канал и сколько судов в год тонуло при Петре Первом. Раздумывать было бесполезно, во времена викингов канала не было. Вышли в Ладогу при боковом ветре, пошли под парусом, по компасу. Ветер увеличивался, достиг опасного уровня, вспомнилось про слова рыбака. Но вдруг резко все стихло, и подул легкий попутный бриз. От неожиданности Петр Сорокин выронил из кармана фотоаппарат, новенький только что с прилавка магазина. Вот мы и отдали "жертву" опасному озеру. Теперь ничего бояться, только вперед!

04.07.2012

К 15.30 дня - Ладога позади. Вот и устье Волхова. Быстрее на берег! УРА! Новая Ладога встретила странников голубцами и компотом. За всю экспедицию не было такого теплого приема к как здесь! Отдохнули и снова в путь. 12 километров пролетели как на крыльях, только мы махали веслами. Здравствуй, Старая Ладога- первая столица Руси! Здесь нас встретили шведы: мама Ойки Бригита и летописец Йон. Ночь под стенами староладожского кремля просто сказка какая-то.

05.07.2012

Утром Петр Сорокин провел для нас экскурсию по кремлю, мы побывали на раскопках, узнали много интересного. Но снова в путь! Леннарт снова смотрит печальными глазами (слишком долго отдыхаем). В 15 часов дня отправились покорять Волхов. Впереди шлюзы! До них 12 километров. Мы поднялись по реке вверх, в прямом смысле слова "поднялись". Захватывающе! А после, купание и обед. Впереди по плану остров Октября. Но как оказывается, не так то он и близко. Градация рыбацких предположений колебалась от 10 до 30 километров. К 2 часам ночи наш корабль достиг необитаемого острова, с развалинами монастыря.

06.07.2012

Где-то там впереди Кириши! Но где? от 40-до 80 километров-предпологал Ленарт. Подробной карты, как и во времена викингов не было. Немного печально. А еще Ойки периодически "Иру" любил позвать:"И-раз, и-раз, и-раз"(в шведском произношении "з" не слышно, вот и получалась И-ра), и мы гребем и гребем... А есть-то, хочется, ведь яблоки и морковь, отнюдь, не самая питательная еда при физической нагрузке. Вот и произошел бунт на корабле! Очень хотелось нормально покушать макорончиков с тушенкой, по-русски, а шведы нас неправильно поняли из-за трудностей в переводе. Подумали, что мы раздражены потому, что они не готовят. И вот, наконец, продемонстрировали верх кулинарного искусства - готовили с часу ночи до трех. И ужин плавно перетек в завтрак. И опять этот надоевший рис с овощами, ладно там морковка да лук, а то еще бурак, да еще
недоваренный, бррррр...!

07.07.2012

А Кириши снова где-то там впереди... Они какие-то недостижимые, 30-45 километров до них, наверное? "Гребем, гребем, ребята!" А вот и первые башни города! Но до города еще пять километров против течения. Как же это тяжко! Нас встретили местные яхтсмены и глава ГИМСА. Хорошо у них там, душевно, пели песни под гитару, ели уху... Но близится вечер, Леннарт нервничает и значит снова в путь. Ночью смена по 4 часа. С этого дня мы спали только нормировано. И день по четыре часа и ночью и днем. И грести, грести, грести. Поэтому все оставшиеся трое суток превратились в один очень долгий рабочий день. Столько усилий, но за 4 часа смены мы проходили максимум 15 километров против течения. Правда иногда приставали к «туалетному острову» и на " завтрак-обед-ужин" - единственный, за светлые сутки. Еще нас развлекали комары. По ночам их были целые колонии. Жара днем и комары ночью - самое жуткое воспоминание. После "Октябрьского бунта "Леннарт и Ойки сели на весла и стали грести. И, наконец, можно резать углы нашим юным штурманам, помогая гребущим сокращать путь следования. Вот и деревня. Волховский мост. Мы достигли его 10.07 в шесть утра. Осталось немного и Новгород! Только к восьми часам вечера, почти обесси-ленные, мы достигли Новгорода.

11.07.2012

Началось утро с пресс-конференции: взяли интервью, поснимали фото и всё… Традиционного пира, обычно закатываемого викингами после удачного возвращения домой, на этот раз не было! Состав участников исключительно спортивный. Много отдано сил и нервов. Скорей домой! Мы распрощались со шведами!
Летописец: Ольга Василькова

Тысяча двести километров по древнему пути за 24 суток путешествия! Из них: 19 суток в движении, два дня ожидания благоприятных погодных условий, три дня остановки для встреч, осмотра достопримечательностей.
Это был Великий поход Великих людей, не испугавшихся превратностей морской стихии, изнурительной гребли, круглосуточной работы, ограниченного пространства, бытовых неудобств! Слава современным Викингам!