XI Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России в Удмуртию «Прикамье-2012»

Ейское региональное отделение "Зелёная планета", 30.08.2012
Участники экспедиции в природный парк Шаркан

Экологическая экспедиция – это знакомство с удивительным миром природы, флорой, фауной, законами жизни и взаимосвязями в различных уголках земного шара, но не взглядом «эксплуататора и насильника» этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость. Природа притягивает своим величием, неповторимостью, удивительными творениями, глубокой мудростью и чистотой.

Одиннадцатая межрегиональная экологическая экспедиция школьников и учителей России проводилась с 1 по 14 июля 2011 г. на территории Национального природного парка «ШАРКАН» в республике Удмуртия.

Основные цели и задачи экспедиции: обучение школьников методике и практике исследований экологического характера в полевых мастерских учителей-победителей и финалистов Всероссийских конкурсов «Учитель года»; реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного, краеведческого и этнографического содержания в полевых условиях; проведение широкого спектра исследовательских работ в полевых условиях; освоение приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды; ознакомление с природным комплексом особо охраняемых территорий республики Удмуртия; обмен передовым педагогическим опытом между учителями России; содействие межрегиональному и межнациональному культурному и гуманитарному сотрудничеству.

В период проведения экспедиции ее участники проживали частично в летних домиках, частично в палаточном городке на территории детского оздоровительного лагеря «Юный нефтяник» (Шарканский район республика Удмуртия), расположенном в лесу в предгорье Уральских гор на берегу замечательных прудов.

Природный парк «Шаркан» создан Постановлением Правительства Удмуртской республики 5 ноября 2001 года. За красоту территории парк «Шаркан» часто называют «Удмуртской Швейцарией».

Природный парк «Шаркан», площадь которого составляет около 16,5 тыс. га, располагается на землях Шарканского административного района. Территория парка находится в междуречье рек Ита и Шаркан. Главной достопримечательностью являются уникальные элементы ландшафта, называемые пугами.

На территории природного парка зарегистрированы популяции 2 видов насекомых (бабочка мнемозина и шмель Шренка), включенных в Красную Книгу УР.

Позвоночные природного парка представлены характерными для подобных типов местообитаний видами животных. Всего здесь встречается 197 видов животных: рыб – 16 видов, земноводных – 8 видов, рептилий – 4 вида, птиц – 125 видов, млекопитающих – 44 вида. Из их числа 23 вида внесены в Красную книгу УР.

Такое сочетание уникальных проявлений рельефа, климата, разнообразие растительного и животного мира создает неповторимый облик природного парка.

Дневник экспедиции глазами школьника

Первый день (30.06). Встреча

В этом году в экспедиции представлены 19 регионов России и республика Болгария. 168 мальчишек и девчонок приехали в республику Удмуртия. Встреча делегаций проходила под общие овации, новички, еще стесняясь, протягивали руку и знакомились, «старички» сразу попадали в объятия: «Как дела? Как доехали?» «Нежда-нчик, нежда-нчик… Ген-на-дий Савватьевич», - скандировали в различных уголках республиканского эколого-биологического центра.

Этим образовательным учреждением школьникам была предложена ребятам обширная образовательная программа и экскурсии. Посещение зверинца вызвало особое восхищение: грызуны и птицы, пресмыкающиеся и непресмыкающие. В оранжерее нас познакомили с обилием экзотических растений, которые с любовью обихаживаются воспитанниками центра. Мастер-классы, проведенные сотрудниками, поразили разнообразием и покорили своей мудростью и добротой. Ребята познакомились с традиционной и нетрадиционной культурой и на память об этом изготовили обереги и памятные открытки.

Второй день (1.07). Едем в лагерь

Перед отъездом в лагерь для нас была организована экскурсия по Ижевску. Мы проехали по центральным улицам, побывали на набережной и около памятника оружейникам. Поразил своим величием Храм Александра Невского. На площади Победы школьники выразили дань памяти погибшим в годы ВОВ.

Приехать в Ижевск и не побывать в музее Калашникова мы просто не могли. Ручейком школьники выстроились в музей легендарного изобретателя. Весь жизненный путь от простого рабочего до создателя самого безотказного, простого и полюбившегося во всем мире оружия прошел перед глазами ребят. Фотография на память около бюста и… Долгожданная дорога в экспедиционный лагерь.

По дороге на базовое место мы проехали через Воткинск, город, в котором родился русский композитор Петр Ильич Чайковский. Все больше и гуще становились леса вокруг нас, все больше и выше становятся склоны Уральских гор, пуги, все уже и ухабистей становилась дорога. И вот из-за поворота выглянула поляна нашего базового лагеря. Небо закипало дождем, и экспедиторы скорым порядком устанавливали свои палатки и оглядывали территорию.

Третий день (2.07). Открытие

Центральная площадь лагеря была заполнена до отказа, эмблемы всех делегаций окутали все пространство. Парад регионов, выступление народных коллективов и официальных лиц, показательные номера местных самодеятельных коллективов и национальное кушанье перепечи, которое таяло во рту. Обещание со стороны хозяев отличной, солнечной погоды. Но…

Самое интересное и захватывающее зрелище, конечно, представление делегаций, участвующих в экспедиции. По традиции, каждая делегация знакомила всех с одним из регионов, участвующих в программе. Так школьники Ейска представляли ребят из Сарова, а нашу команду представляла Воронежская область. Все с выдумкой, интересными и неповторимыми находками: Краснодарский край и Москва нашли изюминки в Пермском крае и Сарове, и поразили своим бит-пением, владимирцы и воронежцы использовали максимум обаяния и креатива и превратили представления в шоу, которое запомнится всем надолго. Все прошло в веселой и непринужденной обстановке, интересно и красочно.

День четвертый (3.07). Начало мастерских

Ура!!! Сегодня начинаются мастерские. И нам повезло. Сегодня мы будем изучать почву под наставничеством Галины Геннадьевны Монаковой, учителя географии из Белгородской области. Сколько тайн таит в себе наша земля. Аккуратно слой за слоем мы создаем почвенный срез, изучаем механические и физические свойства, состав, определяем толщину гумуса. Все проходит в оригинальной занимательной форме.

На мастерской госпожи Елизабеты Бойдевой, учителя географии из Софии, мы учились говорить по-болгарски и, конечно же, изучали достопримечательности этой республики. Болгарский язык очень похож на русский, только более твердый, и письмо у нас одинаковое. Но были и курьезные слова:

А затем прыжки бомбочкой в окутанный брызгами пруд. Под шелест деревьев на волейбольной площадке упражняемся в ловкости и прыгучести.

А в пресс-центре вовсю кипит работа. Идет верстка первой экспедиционной газеты «Пурга». С творческой группой активно работают учителя русского языка и литературы из Вологодской области Андрей Геннадьевич Успенский и из Воронежской области Тихонова Наталья Сергеевна, а также учитель информатики из Воронежской области Наливкин Роман Валерьевич.

Пятый день. (4.07). Посвящение в экспедиторы

Сегодня в мастерской Максимовой Татьяны Владимировны, учителя биологии из Тульской области, мы изучали удивительные растения природного парка. Невзрачный можжевельник с ягодами – шишками, волчья ягода и, конечно, вкусная земляника, лесная вишня и костяника. Цветы, кустарники открывали перед нами свои тайны, которые так необычно интересны и привлекательны.

А после обеда мы попадаем в «Школу экскурсоводов» учителя истории из Вологодской области Никоарэ Марины Ивановны. Как невзрачный памятник культуры овеять тайнами и легендами? Как привлечь слушателей к историческим событиям прошлого? Как сделать так, чтобы впечатления от увиденного и услышанного были только благоприятные? Все очень просто: нужно быть экспедитором и посещать мастерские.

А вечером нас ждет «Посвящение в экспедиторы». Мы серьезно физически и морально настраиваемся на традиционные испытания. «Старички» нас пугают страшными испытаниями. Но весело, забавно и творчески проходят конкурсы: поем песни, валяемся в спальных мешках, носим друг друга на руках, а в финале на нас обрушивается ведро холодной воды, и мы съедаем бутерброд с жареными кузнечиками. Мокрые и счастливые. Мы сделали это. Мы - настоящие экспедиторы!

День шестой (5.07). Учимся

На мастерской Емельяновой Елены Юрьевны, учителя информатики и ИКТ из Томской области мы с помощью флеш- анимации создавали экологические мультики, было ужасно интересно и весело. Мы заразились этим увлекательным делом и своими силами создали анимационный фильм об экспедиции.

А на занятии Анжелы Григорьевны Пинюковой, учителя химии из Калужской области, мы занимались проблемами энергосбережения. Собирая пазлы и играя в ассоциации, дискуссируя и проектируя, мы смогли выработать не только рекомендации по данному вопросу, но и подготовили ряд требований к человечеству, без которых дальнейшая наша жизнь просто не возможно.

А вечером нас ждал интеллектуальный бой. Становится традицией в экспедиционных условиях играть во «Что? Где? Когда?». Одиннадцать команд межрегиональных делегаций школьников и команда учителей. Три тура, по двенадцать вопросов. Накал игры с каждым вопросом нарастал. Финальный вопрос и победа, конечно же, учителей и учеников над собой, над эмоциями, над соперниками. Другого итога и быть не могло. (веселые и креативные ответы на вопросы игры «Что? Где? Когда?»

11. Против Джульетты использовали сочетание сахара, черного перца и молока, а против Ромео – сочетание вазелина, парафина, эвкалиптового и анисового масел. Назовите упомянутую историю.
Ответ: «Муха-цокотуха».

13. Рецепт этого пирога предложила Шарлотка, жена английского короля Жорика III, которая очень любила яблоки. А как ее звали?
Ответ. Перепечи (Итальянка, наверное).

14. Нижегородский завод шампанских вин в годы Великой Отечественной войны продолжал выпускать шампанское, а также поставлял для фронта сухой спирт, сухой виноград и соленый огурец. Даже два. Ответ. Правильно.

15. Согласно одному афоризму, пессимист разгадывает кроссворд при помощи головы, а оптимист – при помощи попы. Ответ. Наоборот.
Комментарий. Карандашную надпись можно стереть…

19. Согласно данным телепередачи «Разрушители мифов», Адольф Гитлер действительно редко успевает сделать больше, чем пол-оборота до момента своего падения. Назовите ЕГО словом немецкого происхождения. Ответ. Штирлиц.
Комментарий. И, таким образом, падает маслом вниз.

25. «Абсурдопедия» называет консервный нож специальной фигурой, предназначенной для утилизации ненужных самолетов, кораблей и прочих промышленных отходов. Ответ. Ну, надо же!

28. В юмористической программе "Раз в неделю" говорилось, что существуют только три астрологических знака. Люди, относящиеся к первому знаку тверды, весомы и тяжелы на подъем, ко второму - быстры, блестящи и остры на язык, а к третьему - суховаты, легки на подъем и мягки в общении. Назовите эти три знака.
Ответ: Маркс, Энгельс, Ленин

34. На обложке книги «Почему мужчина и женщина такие разные» изображено известное сооружение. Назовите ИХ. Ответ: Теремок.)

Ежедневно вечернюю программу по традиции закрывал конкурс фотографий. В этом году на конкурс представлялись работы в семи номинациях: алфавит, портрет, флора и фауна региона, сюжетные фотографии, пейзаж, солнце на ладони. Победитель номинации выявлялся уровнем аплодисментов участников экспедиции.

День восьмой (7.07). Спортивный праздник
С утра ищем цветок папоротника. Холодно. Пытаемся обливать друг друга водой: день Ивана Купалы все-таки. А погода как – будто сама за нас все решила. Все мокрые, но вдохновленные чудесной водой расходятся на мастерские.

Сегодня мы с Семке Галиной Васильевной, учителем русского языка и литературы из Краснодарского края, будем заниматься топонимикой. Идем «в народ». Другие группы, мы слышали, для этого ходили в близлежащие деревни Чужегово, Мишкино и даже в Куликово, поселок, где живет только одна семья. Мы идем в Малиновку, которая находится в 3 км от базового лагеря, где нам рассказывают о происхождении названий. Для разгадки многих из них, оказывается, надо знать удмуртский и татарский язык. Радуемся новым открытиям и замечательным историям, знакомимся с новыми людьми, которые (ну надо же!) угощают чаем с удмуртским медом. Здорово!

«Краски природы» так называлась удивительная мастерская Ирины Владиславовны Маркиной. На занятии мы различными способами получали экологически чистые краски из природных компонентов, а в завершении каждый из нас создал мини-проект с использованием полученных красителей. Теперь сразу можно определить, кто побывал на занятии: на разных участках тела у ребят красуется орнамент, выполненный в технике механди.

А вечером спортивный праздник. Команда педагогов будет сражаться с нашими мальчишками в футбол и волейбол. На поле царит обстановка, как на матче всех звезд. Сборная России учеников против сборной России «Учителей года», такой афише позавидует любой центральный стадион. Болельщики с плакатами, есть свои кумиры. Вот Василий Морозов (Саров)), который бурно пробивает все штрафные, а Михаил Абрамян (Москва) отражает даже самые сильные мячи. В середине игры болельщики поддерживают обе команды. Опыт победил у молодости, а затем молодость одолела старость. Ничья. Ждем матча реванша.

Девятый день (8.07). Природный парк «Шаркан»

День святых Петра и Февронии начался с отказа работы полевого громкоговорителя. Причина банальна: катастрофическая влажность, которая влияет на работу техники.
Но мы не техника и идем оценивать минеральные ресурсы с Владимиром Нодаровичем Головнером, учителем химии из г. Москвы. С собой мы несем на занятие переносную химическую лабораторию, в ней все и нужные реактивы и пробирки. Изучаем минералы, привезенные из других экспедиций: магнезит, калийную соль. Сравниваем. Как все просто и понятно. Растираем в ступке, анализируем на катионы и анионы. А на очереди вода. Так можно и влюбиться в химию!

А после обеденного отдыха попадаем в мастерскую Говоровой Марины Владимировны, учителя обществознания из города Москвы, где в игровой обстановке изучаем семейное право.

Мы очень ждали экскурсию в Шаркан. В этом поселке до сих пор сохранилась текстильная промышленность, а коллекции одежды расходятся на «ура» не только по всей России, но и в страны ближнего зарубежья. А в парке Шаркан - родники с серебряной водой, кедровый лес, цветок, которые выживает практически в темноте и, конечно, неописуемая и неповторимая природа.

А вечером нас ожидали удивительные и неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские, казачьи, болгарские, владимирские и русские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными и такими разными названиями. Все участники экспедиции смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего.

День десятый (9.07). Спортивно-интеллектуальная эстафета

После обеда мы попали на занятие «Осторожно, короеды!» Циклова Сергея Борисовича, учителя биологии из Владимирской области. В теории все оказалось просто. Короедами часто ошибочно называют личинок жуков-усачей и других стволовых вредителей. На самом деле короеды – отдельное семейство жуков, отличающихся мелкими (или очень мелкими) размерами, формой тела и характерными ходами, оставляемыми взрослыми особями и личинками на внутренней стороне коры и наружной поверхности древесины. На практике мы обнаружили совсем немного короедов в национальном парке. Лесники очень хорошо ухаживают за лесом, практически не оставляя вредителям среды обитания.

В родниковом крае удивительно было бы не обратить внимание на воду. На мастерской Оксаны Вережниковой, учителя химии из Новгородской области, и Юлии Максумовны Неволиной, учителя географии из Пермского края, мы изучили физические и химические свойства этой удивительной жидкости. Мы изучали прозрачность, кислотность, определяли химический состав родниковой воды. Теперь мы с уверенностью можем отличить настоящую родниковую воду от водопроводной.

Спортивная эстафета - это прекрасно, а спортивно-интеллектуальная – вдвойне! И вечером наши экспедиторы в этом убедились. 15 станций прошли ребята, и каждая была по-своему интересна и оригинальна.
(Первой точкой нашего пути стала станция «Кузнечики». Там мы увидели, как ребята из 1-ой группы пытались прыгнуть дальше своего носа, чтобы в сумме длин прыжков обогнать своих соперников.

Потом мы оказались на станции «Бомбардировщик». Это, пожалуй, была одна из самых веселых станций во всей эстафете. Ребята очень старались, а Дима из Губкина успел даже показать мастер-класс.

Следующий этап – «Царь-пушка», где экспедиторам предстояло вспомнить названия станций метро г. Москвы.
На станции «Крокодил» мы заметили одну маленькую деталь: многие из новичков-экспедиторов не знают гимн экспедиции. Ребята, это нужно исправлять!

«Дром». Дружная девятая команда построила настоящий аэродром буквально в 1 миг, и мы решили к ним присоединиться.

Одиннадцатая команда на станции «Пукле» показала великолепные знания математики (впрочем, как мы узнали, после она показала лучше результаты в эстафете и заняла 1е место) .

На станции «Кросс-прыг» надо было прыгать, думая, а потом думать, прыгая. Отличилась Элина из Губкина: она прыгала «конем» по клеткам.

На станции «Бели пеперудки» было весело наблюдать за полетом бабочек и танцующим Сашей из Москвы. Помог-таки опыт мастерской «Хоро» .

Очень оригинальной оказалась станция с названием «Синхрофазотрон». Там ребята придумали множество оригинальных слов, гримируясь под аватаров, самая лучшая маскировка была у Феликса из Ейска: он знает, что такое синхрофазотрон.

По окончании всех этапов все были очень довольны, а победители еще и сыты, и мы поздравляем ребят с заслуженным арбузом! Илья и Аня, Череповец, Губкин)

Одиннадцатый день (10.07). Посещение Тол-Бабая

Утром мы отправляемся в резиденцию Удмуртского деда мороза Тол-Бабая. На пороге нас встречает Леший и Баба-яга, которые тренируют нас в ловкости и умелости. Мы прыгаем, играем, фотографируемся. В доме у волшебника уютно, все разложено по полочкам. Заветный круг, зажигательные удмуртские игры и танцы, и в завершение держимся за посох Тол-Бабая и загадываем желание, которое обязательно исполниться.

(Сначала мы прошли испытание Бабы Яги и Лешего, чтобы попасть в избу к обещанному дедушке. Вот наконец мы во владениях Тол Бабая. Несколько комнат – одна украшена интереснее другой. Кафтаны, рисунки, мишура и письма от детей развешены на стенах.

Ничего общего, кроме имени, с бабайкой этот добродушный дедушка не имеет. С виду – наш привычный Дед Мороз… Такая же борода (седая, пышная, кудрявая), такие же усы, такие же лучистые глаза. Разве что кафтан и шапочка не красные, а светло-синие.

Гвоздём программы стал хоровод. Что вы подумали, прочитав слово «хоровод»? Наверняка, что-то про «В лесу родилась елочка» и монотонное верчение ребят по кругу. Но вы ошибаетесь! Мы отплясывали «Макарэну», стоя в неком подобии хоровода, участвовали в играх на ловкость, а проигравшие демонстрировали «Танец маленьких утят». А еще мы, не побоюсь этого слова, отожгли под песню Бурановских Бабушек.Евстигнеева Анна, Владимирская область)

Можно ли по виду обыкновенной сосны определить экологическое состояние? Оказывается можно, и сделать это смогли мы на мастерской Телегиной Натальи Владимировны, учителя биологии из Свердловской области. Мы собирали хвою сосен с различных участков: у дороги, у водоемов, в национальном парке. По ее состоянию мы и определили экологическое состояние среды. Но для этого мы исследовали сотни хвоинок. Экологическое состояние в национальном парке практически идеальное.

На занятии учителя географии из Сарова Жигановой Светланы Алексеевны мы изучали морфологические и химические свойства почвы, выявляли зависимость свойств почв от почвообразующих факторов, а главным нашим инструментом была, конечно же, лопата. Мы копали, искали почвенные горизонты и опять копали. Чумазые, но полностью выполнившие поставленные перед нами задачи мы покидали берег пруда.

А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году впервые в экспедиции мы проводим обмен опытом «День креатива». Каждый участник в течение определенного времени смог показать и научить тому, что он умеет сам. В результате мы научились мять бумагу на занятии по оригами, плести косички, танцевать зажигательные латинские и размеренные болгарские танцы, играть на гармошке, играть в популярную сегодня настольную игру «Dixit», изготавливать «расточки» и проводить точечный массаж головы. Вечер удался, и мы долго делились новыми полученными в течение вечера знаниями.

(Действительно, обмениваться опытом не только интересно и увлекательно, но и так просто! Вот и участники 11 экспедиции вчера в этом убедились. Всего работали 15 мастерских и что самое примечательное - вели их не только учителя, но и сами экспедиторы. Ребята делились опытом друг с другом, узнавали много нового и полезного для них, а также весело проводили время. Ну, а я в свою очередь наблюдала за всеми и отметила самые яркие моменты.

Первым местом, которое я посетила, была мастерская с названием «Mix-fight». Там Рустэм и Димитър обучали ребят искусству рукопашного боя, и, к моему удивлению, желающими научиться оказались не только парни, но и беззащитные девушки из Ейска и Ростова (теперь уж не такие и беззащитные)

В мастерской «Закосим!» желающими заплести или научиться заплетать безумно красивые косы были девушки, НО среди них оказался (как вы думаете, кто?) Роман Валерьевич Наливкин, и что самое главное, ему очень идут косы, по крайней мере, одна!

Мастерская «Теловедение» действительно расслабляет, и я в этом убедилась на собственном опыте! Да и не только я, например, Вася из Сарова на минуту почувствовал, что он попал в рай.

Губкинским девушкам очень понравилась мастерская «Полетели на Гавайи». Элина была просто без ума как от самой мастерской, так и от инструмента, на котором она научилась играть (напомним, это укулеле).

На мастерской с говорящим названием «Рисунок» Саша из Воронежа учила как теории рисования, так и практике. Самым усердным учеником оказался Дима из Федотова, кстати, очень талантливый художник.

В гостях у госпожи Бойдевой и Живаны было просто крайне весело, особенно Саше из Москвы, который тут же пустился в пляс.

«Помнем бумагу!» Зое все нравится и почти все получается, Зоя - молодец!
На мастерской у Даши и Никиты (Череповец, Смоленск) было просто нереально жарко! Лева и Кристина из Сатки почувствовали себя настоящими звездами, а Вова и Надя (Цимлянск, Губкин) сразу же вошли во вкус. Ну, а сама
Даша старательно учила ВСЕХ учеников!

Психологическая игра «Диксит» заинтриговала своими оригинальными изображениями, всем особенно понравилась карточка с летающими коровами, нарисованная самим Владимиром Нодаровичем!

«Удмуртские танцы» также не остались без внимания, например, у Георга, оказывается, врожденный талант, а Даниил из Губкина стал всерьез задумываться над профессией гармониста.

Но без сомнения, самая лучшая мастерская - это «Бездельники», я туда попала по чистой случайности (так как работала под прикрытием), но было очень весело, ведь безделье - это тоже определенный вид деятельности!

В итоге абсолютно все остались довольны, но главное, что каждый из ребят научился чему-то новому! Аня, Губкин, Колыгина Дарья (Череповец)

День двенадцатый. (11.07)

Сегодня на мастерской Растрепиной Надежды Михайловны, учителя математики из Ростовской области мы занимались лесной таксацией. Мы проводили качественную и количественную оценку леса в статике и динамике. Оказывается, без математики в лесу трудно обойтись. Мы определяли высоту деревьев, рассчитывали объем леса, определяли массу древесины. На этой мастерской мы получили навыки практического применения математики.

Нет на земле ни одного человека, который не применял бы ароматы. Люди используют эфирные масла в пищу и в быту с рождения до самой смерти, не нуждаясь в специальном обучении или терминах. На занятии Терещенко Людмилы Николаевны, учителя химии и биологии из Свердловской области мы окунулись в мир запахов. Мы занимались классификацией, строением и свойствами эфирных масел, изучали различные способы получения эфирных масел из растительного материала, знакомились с эфироносными растениями, а в конце занятия мы создавали собственные парфюмерные композиции. Представляете, как мы пахли?

В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели, играли на гитаре, танцевали зажигательные танцы, исполняли песни на различных языках. Но больше всего нам понравился танец, который подготовили для нас учителя. Зажигательная, веселая и добрая «Кадриль» не оставила никого равнодушным. По залу только и раздавалось «А-плодисме-нты». А закончился концерт пением под гитару уже полюбившейся песни «Росток», которая объединила учеников и учителей в огромный поющий круг.

(Наверное, все со мной согласятся, что одно из самых приятных ощущений в жизни – когда ценят то, что вы делаете. Вчера многие ребята пережили именно это чувство.

Концерт межрегиональных коллективов заставил экспедиторов сплотиться и стать действительно настоящей семьей. Весь вчерашний день я ходила и наблюдала, как все готовились к концерту, и мне очень понравилось отношение ребят друг другу.

Во-первых, ребята сами организовывали группы, руководили ими, оттачивали различные недочеты, например, на репетиции у группы «Джаз мэны» чувствовался четкий порядок действий, ребята знали, что им нужно, и добились этого! Во-вторых, многие из ребят, которые выступали вместе, стали более дружными, узнали друг о друге много нового. Я, например, намного ближе познакомилась с Сашей из Воронежа, и мы стали хорошими подругами. Ну и в-третьих, многие экспедиторы нашли в себе скрытые таланты, которые раньше просто не замечали в себе!

Сам же концерт был очень насыщенным, абсолютно все выступающие выложились на 100%. Мы все вместе пели и «Мое сердце», и «Мой рок-н-ролл», и, конечно же, знаменитую песню Кати Чех «Расстояния». Нас всех безумно порадовал танец «Кадриль» от учителей, Аплодисменты! Аплодисменты! Ну и конечно, песня «Замыкая круг» по -настоящему сплотила всю экспедицию . И помните, что все мы большая дружная экспедиционная семья! Аня, Губкин)

Тринадцатый день – День Удмуртии в экспедиции. (12.07)

Сегодня традиционный День Региона. Вечером мы ближе познакомимся с культурой и историей Удмуртии. А утром нас ждет удивительная наука – физика. В мастерской Семке Андрея Ивановича, учителя физики из г.Ейска, мы познакомились с историческими событиями, связанными с открытием строения атома и радиоактивности, побывали в лаборатории Дж.Дж.Томсона и смогли измерить радиационный фон в национальном парке, а также объемную активность проб воды и почвы.

После «сиесты» мы попали в мастерскую Кирюхиной Ирины Леонидовны, учителя биологии из Тулы, в которой определяли состояния природных водоёмов в полевых условиях по содержанию кислорода в воде, общей щелочности воды и донных отложений. Интересные химические опыты с использованием достаточно сложного оборудования, переносных персональных лабораторий, позволили нам провести целый ряд экспериментов. Вода в реках, родниках и прудах оказалась очень даже чистой. Здорово! Мы находимся в экологически безопасной среде, пьем чистую воду и дышим прекрасным воздухом!

Национальные обряды, мастерские по изготовлению оберегов и панно, удмуртская кухня и национальные праздники. Начнём с того, чем обычно принято заканчивать, и скажем самые лучшие слова благодарности нашим удмуртским друзьям: «бадзым тау». Удивительно! Душевно! Интерактивно! Максимально! Убедительно! Реально! Талантливо! Искренне! Ярко! – УДМУРТИЯ! Именно так прошел День Удмуртской культуры в нашем полевом лагере.

(Нас поразили своей яркой и необычной жизнью удмуртские бабушки. Они помогли нам соприкоснуться с жизнью простых деревенских людей: мы изготовили народные обереги и съели перепечи, узнали о традиционных обрядах, но самое главное – каждая группа подготовила презентацию по одной из посещённых станций. Народный ансамбль также выступил перед нами с танцами, песнями, обычаями и традициями. Так, например, мы увидели, как после свадьбы жених бросает невесту в воду, чтобы духи воды полюбили её.

Не каждый день нам представляется возможность увидеть настоящих жителей Удмуртии, и каждый из нас запомнит этот день надолго. День Удмуртии. Ура! Ура! Ура! Бадӟым тау! Большое спасибо! Герасимов Антон и Колыгина Дарья, Череповец)

День четырнадцатый (13.07). Итоговая конференция

В ходе работы экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климотологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом в районах национального парка Шаркан. В течение двух недель мы обучались проведению естественнонаучного мониторинга в 28 мастерских. Целый день мы обрабатывали результаты и вместе с нашими руководителями готовили выступления так, чтоб они запомнились и вызвали интерес у ребят. А вечером каждый из нас вышел на сцену и показал, все то, чему научился в экспедиции. Получилось здорово, интересно, разнообразно и увлекательно!!! Все мастерские за три часа пролетели перед глазами, и так захотелось снова окунуться в этот увлекательный мир природы вместе с нашими наставниками учителями.

Как быстро все закончилось. Последний день (14.07)

Закрытие экспедиции проходило на танцевальной площадке, на небе смеялось солнышко. Перед нами выступили с пламенной речью заместитель министра образования и науки Удмуртской республики Белозеров Игорь Николаевич. Аплодисментами мы встретили одного из организаторов экспедиции директора республиканского эколого-биологического центра Пузыреву Надежду Алексеевну. Бурными овациями ребята приветствовали большого друга и участника экспедиции, учителя физики из Удмуртии Петрова Геннадия Савватьевича. Официальные речи сменились награждением дипломами и благодарностями отличившимся. В традиционном рейтинге «Золотая ручка» в этом году в пятерку лучших вошли Михайлова Юлия (Владимирская обл. г. Кольчугино), Миняев Иван (Калужская область г. Людиново), Евтюхова Дарья (г. Смоленск), Суздорф Феликс (Краснодарский край, г. Ейск). Абсолютным победителем стал Сорокин Антон, ученик 11 класса МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район Краснодарского края. Победители получили «золотые» ручки и подарки.

В конкурсе экспедиционных фотографий победила Грузинцева Анна (г. Людиново Калужская область) и Малышев Илья (г. Саров Нижегородская область).

Пришло время расставаться. На глазах слезы, под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую популярной песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»: «Нас разделяют расстоянья и мосты, Звезды на небе и мечты, А так хотелось быть рядом, Рядом с тобой…». Невольно образовался круг единения, который медленно раскачивался в такт музыке. Слезы падали на землю. Объятия. И снова слезы…

Одиннадцатая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России на территории Национального парка «Шаркан» завершена.

По итогам работы экспедиции участники были награждены дипломами Министерства образования и науки, Межрегионального клуба «Учитель года» и Учительской газеты, а учителя благодарственными письмами. Спасибо всем за такой замечательный подарок. Как хочется, чтобы экспедиция никогда не заканчивалась…Спасибо Владимиру Нодаровичу Головнеру и Геннадию Савватьевичу Петрову за наше июльское счастливое детство… Спасибо всем, кто организовал этот праздник единения учителей, учеников и Удмуртской природы и культуры.

А.И. Семке, учитель физики, Заслуженный учитель Кубани, «Учитель года-2000» и группа учеников из Краснодарского края