МАРИНА МЕДВЕДЕВА: «НАДЕЮСЬ, ЧТО «КРАСНАЯ КНИГА» О ЧЕЛОВЕКЕ НЕ ПОЯВИТСЯ НИКОГДА»

Вячеслав КОЧЕРОВ, ЮННАТСКИЙ ВЕСТНИК / ОКТЯБРЬ 2012, www.ecobiocentre.ru, 23.10.2012
Актуальное интервью с Мариной Медведевой перед Международным детским экологическим форумом

Интервью на актуальную тему

В октябре 2012 года Общероссийскому общественному детскому экологическому движению «Зелёная планета» исполняется 10 лет. Свой праздник юные экологи отметили проведением очередного Международного детского экологического форума, кстати, также десятого по счету. В канун форума корреспондент «Юннатского вестника» www.ecobiocentre.ru встретился с председателем правления Движения - Мариной МЕДВЕДЕВОЙ:

«НАДЕЮСЬ, ЧТО «КРАСНАЯ КНИГА» О ЧЕЛОВЕКЕ НЕ ПОЯВИТСЯ НИКОГДА»

- Марина Валентиновна, а зачем понадобилось создавать общественное детское экологическое движение, в то время, когда к стране давно существует множество экологических детских организаций, от станций юных натуралистов до школьных экологических кружков?

- В том-го и дело, что детских экологических организаций множество и каждая из них решает свою конкретную задачу, но какой-то площадки для их объединения еще десять лет тому назад в стране не существовало.

- А к чему их объединять, когда они, как вы говорите, и так выполняют свои конкретные задачи?

- Редакция вашего журнала, к примеру, придумала такой слоган: «Чем больше друзей у «Юннатского вестника», тем весомее его голос». То есть, вы стремитесь объединить вокруг редакции как можно больше структурных подразделений ФДЭБЦ. Ровно такая же позиция и у нас, в «Зелёной планете». Мы считаем, что сегодня голос юных защитников природы должен звучать как никогда громко. Просто время такое. О глобальной экологической катастрофе уже говорено-переговорено. но ситуация со сбережением природы не становится лучше. Наоборот. А причина - все предшествующие годы мы не уделяли должного внимания экологическому воспитанию наших граждан. Согласитесь, поздно воспитывать взрослых людей со сложившимися привычками и образом жизни. Даже школьников старших классов - уже поздно. Нынешние малыши, воспитанные в духе уважения к окружающей природе, культуре и традициям, получившие первые навыки сотрудничества друг с другом в сфере сохранения нашего общею дома, завтра будут жить в гармонии с окружающим миром и друг с другом, если азы этой гармонии впитают уже сегодня, как говорится, с «молоком матери».

Сегодня во многих регионах России создаются свои «Красные книги», в которые заносят, увы, всё больше и больше исчезающих видов флоры и фауны. Мне, как и всем нам, очень бы не хотелось, чтобы в такую книгу когда-либо был занесён человек. Поэтому важно сегодня объединять усилия по сбережению окружающего мира всех юных экологов, как в стране, так и в мире.

- И каким количеством активных «штыков» располагает сегодня «Зелёная планета», чтобы успешно решать такие глобальные задачи?

- За прошедшие десять лет нам удалось создать более 7 тысяч структурных подразделений, как в стране, гак и за рубежом. И их количество постоянно растет. Среди них, кстати, немало детских эколого-биологических центров и станций юных натуралистов. Вот совсем недавно к нам обратилось с просьбой о сотрудничестве сразу несколько детских эколого-биологических центров из Подмосковья, о существовании которых еще вчера мы даже не подозревали. То есть, люди к нам тянутся, их привлекают наши программы и нас это, естественно, не может не радовать.

«Зелёная планета» - общественная организация. Наше движение - сугубо добровольное, в котором могут принимать участие как дети, достигшие 8 лет, так и юридические лица – общественные объединения. В неё входят как России, так и лица без гражданства, представители иностранных государств.

- Кстати, чем отличается от других форумов ваш Международный детский экологический форум? Не могли бы вы рассказать вкратце его программе и участниках.

Прежде всего, масштабами. За 10 лет в форумах приняли участие более 1 миллиона 300 тысяч человек из 28 стран мира. Форум проводится в два этапа. Первый этап - заочный, который включает массовый отбор творческих работ в регионах России и в странах мира, что и позволяет ему быть на самом деле массовым и доступным каждому ребенку. На второй, очный этап приезжают делегаты в Москву. С одной стороны, программа заключительных мероприятий достаточно стандартна для подобных встреч: награждения, мастер классы, презентации, встречи с интересными людьми, познавательные экскурсии. С другой стороны, используемые формы их проведения способствуют тесному общению всех участников форума, которое выливается в дальнейшее продолжительное межрегиональное сотрудничество детских экологических организаций. В этом году мы проводим юбилейный, десятый форум, приуроченный к 40-летию празднования Всемирного дня охраны окружающей среды. Это означает, что все конкурсные работы, так или иначе, отражают предложенный девиз «Сохраним и приумножим». Номинации форума позволяют каждому ребенку в близкой для него форме выразить свое отношение к окружающему миру: «Природа - бесценный дар, один па всех» - конкурс социально-значимых исследовательских и проектных работ по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению и бережному отношению к природным ресурсам; «Эксперимент в космосе» - конкурс школьных проектов по постановке физических, механических и эколого-биологических экспериментов на борту Международной Космической Станции (МКС); «Жизнь леса и судьбы людей» - литературный конкурс (проза, стихи, газетные публикации, эссе, сценарии и т.п.) о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы; «Зелёная планета глазами детей» - конкурс фотографий; «Многообразие вековых традиций» - конкурс поделок из природного материала, отражающий самобытность народов, населяющих планету Земля; «Современность и традиция» - конкурс коллекций моделей одежды из экологически чистых материалов, объединяющий современный стиль и народные традиции: «Современные технологии на службе природы» - конкурс сайтов и web-страниц в Интернете по экологической и природоохранной тематике; «Природа. Культура. Экология» - конкурс фольклорных и театральных коллективов и другие.

По итогам проведения международного этапа Форума все участники и лауреаты награждаются грамотами и дипломами.

- Вы сказали все, а не лучшие из лучших, как это обычно принято?

- Будь мы даже семи пядей во лбу, и то не смогли бы, наверное, дать объективную оценку творческим детским работам, определить кто лучше, а кто хуже. Мы награждаем всех финалистов дипломами разных достоинств, тем более, что все они прошли очень строгий отбор у себя в регионах и странах. Ведь в Москву присылаю не более трёх лучших работ по каждой номинации.

- Несколько слов о номинациях и работах конкурсантов. На первый взгляд, все номинации на разных конкурсах похожи друг на друга. Увы, но и работы нередко довольно однообразны. Иные из них, сужу об этом и по нашей редакционной почте, написаны не столько детьми, сколько их педагогами. Бывает, что ребёнок представляет одну и ту же работу на разных конкурсах в различных номинациях. Как вы к этому относитесь?

- Мне кажется, что схожесть номинаций и секций очевидна лишь на первый взгляд. На самом деле все они имеют собственное лицо, которое не в последнюю очередь зависит от личных качеств и профессионализма организаторов, а также от состава жюри.

Анализ перечня творческих работ участников и победителей в системе городских конкурсов и конференций школьников, к примеру, за последнее десятилетие в Москве, показывает, что наиболее активные творческие личности нередко презентуют свои работы везде, где возможно. Но, как ни странно, повторение фамилий победителей и призеров в разных состязаниях бывает очень редким. Было отмечено всего лишь несколько фамилий школьников за несколько лет, которые побеждали сразу па двух разных конкурсах.

Такая тенденция совсем не случайна, ведь при оценке результатов творческих работ используются различные критерии, да и приоритеты у жюри на разных конкурсах различны. И это хорошо, ведь каждому конкурсанту предоставляется широкая возможность услышать многогранное мнение профессионалов и получить наиболее объективную оценку своей работе.

Но что меня лично беспокоит, когда выводы в работах школьников звучат совсем не по-детски и в них даются обобщенные рекомендации, к примеру, для района, города, а то и области. За такими выводами невооруженным взглядом виден не ребёнок, а специалист с большим стажем. Что может быть хуже?

- Конечно, всегда интересны работы, которые выводит на практический результат в конкретно исследуемой области. А что в этой связи можно сказать о деятельности «Зелёной планеты» за минувшие десять лет? Существуют ли какие-то конкретные показатели в этой работе и как вообще можно измерить в цифрах и фактах экологическую практику детей?

Представьте себе, есть. Причем, по конкретным регионам. Вот, к примеру: в социально-полезной экологической деятельности за десять лету нас в целом приняло участие более 90 млн. школьников. Лидеры среди областей - Волгоградская (30 млн.), Костромская (12 млн.), Республика Башкортостан (9 млн.). Или взять длину приведенных в порядок берегов рек и озер - 142 490 км. Руками детей высажено более 642 млн. деревьев, собрано около 93 млн. тонн мусора. Кроме тою, школьники, участвуя в наших акциях, привели в порядок 123 390 памятников героям войны и помогли более полумиллиону ветеранов. есть конкретные цифры изданной литературы, статистика конкурсов, выставок и праздников. Я уже не говорю о количестве творческих произведений, которые нашли место в наших сборниках, счёт идёт на миллионы...

- Ну, а удалось ли как-то детям ощутимо повлиять на отношение взрослых к окружающей среде в результате такой большой работы?

- Вы и сами знаете, насколько это сложно, судя по публикациям в вашем журнале. Но мы стараемся. Вот, к примеру, на нашем сайте сегодня проводится опрос о том, нужен ли нам федеральный закон о животных, которого в России сегодня нет. Загляните на наш сайт и проголосуйте. Как вы там писали в журнале, чем больше наших голосов, тем весомее наш общий голос...

Я заглянул на сайт «Зелёной планеты» и проголосовал «за». Оказалось, моё мнение совпало еще с 75% участников голосования.