Как формируется внимание школьников к экологическим проблемам Камчатки

Ольга Антипова - председатель Елизовского регионального отделения ООДЭД «Зеленая планета», г. Елизово, Камчатский край , 28.05.2013
Коптелова Света - ученица 2 класса защищает работу «Птицы на моей кормушке»

XIV районная научно-практическая экологическая конференция детских исследовательских работ и экологических проектов, посвященная Дню Земли.

20 апреля в городе Елизово Камчатского края в уютном актовом зале Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр «Луч» (МБОУ ДОД «Центр «Луч») состоялась XIV районная научно-практическая экологическая конференция детских исследовательских работ и экологических проектов, посвященная Дню Земли. Она была организована Управлением образования администрации Елизовского муниципального района, МБОУ ДОД «Центр «Луч» при участии ФГУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник», КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Елизовского муниципального района.

Впервые почетным гостем конференции и членом жюри стал представитель Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Беломестов Владимир Анатольевич. Он приветствовал собравшихся от имени Министерства и пожелал им успехов в исследовательской работе.

Цель конференции: привлечь внимание широкой аудитории школьников к экологическим проблемам Камчатки, через изучение биоразнообразия флоры и фауны родного края и формирования на этой основе заинтересованности учащихся лично участвовать в сохранении окружающей среды.

Важнейшей из задач является развитие исследовательских компетентностей учащихся и стимулирование творческой активности юных исследователей.

Строгое, но справедливое жюри оценило труд учащихся и педагогов.
Беломестов В.А. – консультант отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, Литун И.Н. – главный специалист Управления архитектуры градостроительства земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района, Зыков В.В., Рыбникова Н.К. - ведущие специалисты группы мониторинга КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки». Ученые ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник»: Лобкова Л.Е., Никоноров А.П., Овчаренко М.С.. Карандина М.М. - специалист отдела экологического просвещения ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник».

Одновременно проходила выставка природоохранного плаката «Мы живем на планете Земля!»

Плакаты оценивали: Литун И.Н. – главный специалист Управления архитектуры градостроительства земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района, Пискунов И.А. – преподаватель МБОУ ДОД Елизовская детская художественная школа и педагоги МОУ ЦДОД «Луч» - Пискунова Л.В., Пикулина Т.Г., Мартысюк С.И., Вира Н.И.

В мероприятии участвовали более 70 человек. Это были учащиеся и педагоги из п. Термальный, п. Паратунка, п. Лесная, из г. Елизово, школы № 9, 8, 5, 4, МБОУ ДОД «Центр «Луч», Камчатский Педагогический колледж, КГБУ «Дирекция лососевого заказника «Река Коль». На конференции присутствовали родители, студенты Камчатского гуманитарного университета им. Витуса Беринга, сотрудники института географии, а так же родители учащихся.

Вниманию участников конференции было представлено 19 работы из них: 18 учебно-исследовательских работ, 1 экологический проект. Исследования проводили более 25 человек.

В районном конкурсе экологического плаката «Мы живем на планете Земля!», проходившего в рамках Конференции, участвовал 26 человек, они представили 18 работ. Лучшими работами был украшен актовый зал.

В ходе конференции демонстрировалась презентация «День Земли», звучали песни экологической тематики.

На защиту проекта отводилось не более 5 минут, но все ребята успели рассказать о самом важном в своей работе. Члены жюри и зрители задавали вопросы, что совсем не смущало выступающих. Юные исследователи учились защищать свои работы, как настоящие ученые.

Первыми выступали младшие учащиеся. Юля Рублева рассказала о собственном эксперименте по проращиванию семян пшеницы и овса при разной освещенности. Акиншин Павел – о разрушении лесной экосистемы в результате строительства котеджного поселка. Чернякова Мария занималась изучением поведения взрослой домашней кошки. После ее выступления многие ребята взглянули на своего домашнего питомца по-новому. Доклад Светы Коптеловой назывался «Птицы на моей кормушке». Работа соответствовала возрасту – Света второклассница. Она показала хорошие знания о видах зимующих, оседлых и кочующих птиц нашей местности. Герасимов Филипп сделал доклад о мониторинге птичьего населения поселка Термального. Леонид Урсу сообщил о результатах наблюдений по теме «Адаптация отдельных биологических видов к условиям антропогенного воздействия». «Хищные птицы окрестностей поселка Термального» - так назывался доклад Вениамина Дударева, описавшего в своей работе встречи с 7 видами хищных птиц. Дмитрий Башкатов сделал доклад о результатах мониторинговых наблюдений за внегнездовой деятельностью муравьев. Колышкин Никита рассказал о том, как он с помощью прибора нитрат-тестера провел измерения концентрации нитратов в овощах и фруктах разного происхождения и установил, что большинство видов фруктов, привозимых на Камчатку, содержат повышенное содержание нитратов. Велигура Дарья, изучая окрестности своего поселка, обнаружила два новых для этих мест вида бабочек: белянка наина и бражник подмаренниковый, последний вид является редким. Богдан Ротарь представил свою работу об экологическом состоянии Паратунского месторождения глины. Осинкин Александр с помощью опытов доказал, что руки необходимо мыть с мылом! Теперь автор работы занимается пропагандой, выступая со своей наглядной презентацией перед учениками разных классов. Учащиеся из школы № 4 (Кормакова Екатерина, Кайсина Анастасия, Пономарева Евгения, Махпирова Кристина) продемонстрировали свой проект «Если не мы, то кто?» ребята любят свою школу и хотят улучшить ее состояние. Роман Срогинис сделал интересный доклад о межвидовой борьбе на примере двух видов плесени. Лаврову Юлию, изучающую редких птиц беспокоит уничтожение человеком мест зимовки горного дупеля и усиление фактора беспокойства (из-за увеличения количества снегоходов) в местах зимовки лебедя-кликуна. Баранова Анастасия познакомила собравшихся с результатами работ по теме «Разрушение мест обитания редких видов в окрестностях Термального и Паратунки». Делается вывод, что практически каждая стройка сопровождается разрушением мест обитания редких видов растений и животных. Учащиеся школы № 8 Дмитрий Морданов и Мышакина София в своей работе «Фитоценоз как показатель состояния среды» сделали вывод: чем активней транспортное движение, тем больше количество вредных выбросов, а следовательно, и больше негативное воздействие на растительное сообщество. Ребята считают, что результаты работы являются эффективной мотивацией для граждан, чтобы задуматься об окружающей среде. Дарья Мингазова сделала доклад «Результаты фенологических наблюдений в окрестностях поселка Термального в 2012 году». Основные ранее установленные закономерности подтвердились. Примерно в одни и те же сроки начинается сокодвижение у березы, цветение рябины бузинолистной, отмечается прилет чайки озерной, овсянки-ремез.

Своими впечатлениями о конференции поделился председатель жюри В.В. Зыков. Он отметил ее высокий уровень, растущий год от года. по его мнению, некоторые работы ребят уже готовы к публикации.

После небольшого перерыва состоялось награждение победителей и лауреатов конкурсов регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013». Победителями в разных номинациях и разных возрастных категория стали 30 человек, их работы, самые лучшие из лучших, уже отправлены в Москву, на Всероссийский этап форума. А пока отметили грамотами победителей и лауреатов регионального этапа.

Затем жюри сообщило результаты конкурса исследовательских работ и проектов.

Ученики 2-5 классов
1 место – Акиншин Павел; 2 место – Коптелова Светлана; 3 место – Рублева Юлия

Ученики 6 -7 классов
1 место – Велигура Дарья; 2 место – Герасимов Филипп, Дударев Вениамин;
3 место – Колышкин Никита, Осинкин Александр

Ученики 8 – 11 классов
1 место – Баранова Анастасия; 2 место – Мингазова Дарья; 3 место – Лаврова Юлия

Наградили и победителей районного конкурса экологического плаката «Мы живем на планете Земля».

Участники 7 – 10 лет
1 место – Яцук Мария; 2 место – Шварцкоп Элеонора, Сардановский Александр;
3 место – Филатова Надежда

Участники 11 – 13 лет
1 место – Велигура Дарья; 2 место – Колышкин Никита; 3 место – Урсу Леонид

Участники 15 – 17 лет
1 место – Мингазова Дарья; 2 место – Лаврова Юлия; 3 место – Пе Владислав

В этом году благодаря спонсорам ребята и педагоги получили хорошие призы. Это были не только нужные и интересные книги, но так же фотоаппараты, экологические календари. И конечно дипломы.

Призовой фонд пополнился за счет спонсорской помощи ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник, КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, Управления архитектуры градостроительства земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района и личного вклада Зыкова В.В., ведущего специалиста группы мониторинга КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», а так же Писаревой М.В., педагога Центра «Луч».

Хочется поблагодарить педагогов подготовивших ребят к конкурсам исследовательских работ и проектов и экологического плаката:

Писареву М.В., Пискунову Л.В. - МБОУ ДОД «Центр «Луч»;
Коптелову Н.К., Дзюба А.Н., Корсун И.В. - МБОУ СОШ № 9;
Гурьянову М.А., Бородину Н.Н., Гладышеву Т.А - МБОУ СОШ № 8;
Федорееву А.С., Павлову А.С. - МБОУ ООШ № 4;
Клюшину Т.И. - КГБУ «Дирекция лососевого заказника «Река Коль»;
Козлова И.А., Евсеенко Ф.Ф. - МБОУ «Лесновская ООШ»

Конференция выполнила поставленную цель и вызвала у рубят желание продолжить и углубить начатые исследования. Добрые слова и пожелания сказанные учеными и гостями конференции являются очень важными для юных исследователей.