Псковские каникулы в экологической экспедиции

А.И. Семке - учитель физики МОУ СОШ № 11 г. Ейска , В. Н. Головнер - учитель химии МОУ СОШ № 1259 г. Москва, 04.12.2014
Один из участников Межрегиональной экологической экспедиции школьников России

http://ok.ru/group/52442684981432

Межрегиональные экологические экспедиции школьников России – это образовательный проект, сложившийся в рамках движения «Учитель года» при поддержке «Учительской газеты». Кто хоть раз побывал в экспедиции, хочет вернуться еще раз. Именно поэтому данное мероприятие мы всегда очень ждем.

Ежегодно в июле со всех концов страны съезжаются победители конкурсов «Учитель года» вместе с группами школьников для того, чтобы совместно провести двухнедельную летнюю школу.

Каждый год местом проведения экспедиции выбирается новый регион России и новая территория, обладающая ярко выраженным природно-климатическим своеобразием.

Начиная с 2002 года, экспедиция побывала во многих уголках нашей большой страны: она работала на Байкале, в девственных лесах Приуралья, на территории Печеро-Илычского заповедника, в Приазовье, в горах Кавказа на территории Большого Кавказского заповедника, и в засушливых степях Астраханской области, в природоохранных зонах Южного Урала и на берегу Балтийского моря в природном парке «Куршская коса»…

Летом 2014 года площадкой проведения Тринадцатой межрегиональной экологической экспедиции школьников России стали заповедные территории Псковской области.

Здесь, в сосновом бору на берегу Псковского озера, разместился палаточный лагерь экспедиции, принявший делегации учителей года и школьников из двадцати трех регионов России, а также из Республики Болгария. Четырнадцать дней здесь совместно работали 40 педагогов и сто пятьдесят школьников.

Основная идея экспедиции – интенсивное обучение старшеклассников методике и практике исследовательской и проектной деятельности в полевых условиях. Эта деятельность включает разнообразные естественнонаучные исследования, направленные на изучение климата, воздуха, водных ресурсов, растительного и животного мира района проведения экспедиции.

Кроме того ребята проводят краеведческие исследования, изучают этнографические особенности и историко-культурное своеобразие этой территории.

Все эти программы являются авторскими разработками учителей, принимающих участие в экспедиции.
Ежедневно учащиеся, разделившись на группы, направляются в полевые мастерские учителей года. В тринадцатой экспедиции таких мастерских работало более тридцати.

День первый. Знакомство со Псковом, с новичками. Встречи, обнимашки, радость.

Дождиком и туманом встретил нас город с тысячелетней историей, но мы сразу очутились в теплых объятьях наших друзей из Москвы, Челябинска, Сарова, Калининграда. Нужно было многое рассказать и о многом расспросить тех, с кем зимой мы участвовали в зимней школе и не виделись целых полгода. За рассказами в сосновом лесу, как грибы, вырос палаточный лагерь.

Вечером все делегации собрались на эстраде для традиционного представления регионов. В этом году оно особенно удалось. Сценические номера были традиционными и новаторскими, зажигательными и познавательными, смешными и трогательными одновременно. Особенно хочется отметить интерактивность выступления ребят. Ближе к ночи традиционно зазвучал гимн экспедиции, который объединил ребят в один большой круг.

День второй. Открытие экспедиции .

В этот день состоялось открытие тринадцатой межрегиональной экологической экспедиции школьников России «Псков -2014». К нему готовились как организаторы, так и участники экспедиции. Флаги всех регионов развевались на ветру над головами 200 участников, украшая торжественную площадь. Перед участниками выступили официальные лица, а Псковская земля встретила экспедицию зажигательными танцами и удивительными песнями. Образовательные и научные цели экспедиции озвучил руководитель экспедиции Головнер Владимир Нодарович. Короткая и яркая церемония открытия завершилась пением гимна экспедиции.
В этот же день начались мастерские.

Под руководством учителя года Белгородской области Галины Монаковой и Светланы Жигановой из Сарова участники экспедиции занимаются изучением почвенных горизонтов, учатся определять механический состав почв, их влажность, кислотность и другие качества.
Орнитологические исследования экспедиторы проводят в мастерской учителя года Тульской области Татьяны Максимовой. Используя полевые бинокли, проводят учет численности и определение видового состава популяций птиц на изучаемой территории, фиксируют обнаруженные виды на фотоаппарат.

В конце вечерней программы традиционно мы проводим фотоконкурс. В этом году мы объявляли лауреатов в пяти номинациях «Портрет», «Пейзаж», «Флора и фауна», «Сюжет» и «Солнышко на ладони». Номинантов отбирало жюри, а вот лучшую фотографию дня выбирали все экпедиторы на вечернем часе.

День третий. Кто-нибудь разобрался, как здесь расположены палатки?

День по традиции начинается с утреннего радио. В веселой форме участников знакомят с распорядком дня и значимыми событиями. А далее наши любимые мастерские.

Вместе с учителем года Владимирской области Сергеем Цикловым участники экспедиции занимаются энтомологическими исследованиями: учатся определять виды короедов по их ходам и производить учет их численности.

В мастерской учителя географии из города Губкина Людмилы Булгаковой занимаются биоиндикацией: вычисляют площадь проективного покрытия лишайников, определяют их виды и по этим данным определяют индекс чистоты воздуха.

В вечерней программе мы продолжаем знакомиться с яркими представлениями делегаций. В этом году как никогда все выступления были яркими и зажигательными. Фразы разлетались на афоризмы, как горячие пирожки. А каждое выступление заканчивалось вручением каждой делегации памятных значков.

День четвертый. Посвящение. До свидания, новички! Да здравствуют Экспедиторы!!!

Утро начинается с радиогазеты. Мы узнаем знаменательные события этого дня. А потом на мастерские!

Еще один показатель благополучия природной среды – радиационный фон местности. Радиационным мониторингом в экспедиции занимаются с учителем года Кубани Андреем Семке.

Оксана Вережникова из Сарова и Людмила Терещенко из Нижнего Тагила обучают ребят основам гидрохимического мониторинга. Используя мобильную лабораторию, участники экспедиции экспериментально измеряют различные показатели качества воды, взятой из природных источников, устанавливают ее ионный состав.

А вечером нас ждет долгожданное и незабываемое зрелище под названием Посвящение в экспедиторы. Вновь в этой церемонии приняли участие учителя, первый раз участвующие в экспедиции.

Тайное общество ветеранов экспедиции, собравшееся в пресс-центре, разработало стратегию посвящения. Много тумана и слухов вокруг этого события. Подготовлены схемы и речёвки. Команды новичков на старте. Посвящение – это когда вокруг вас бегают люди со странными надписями на лицах и роют землю на футбольном поле. Если вы встречаете все больше злорадных улыбок и ухмылок, значит, вы присутствуете на грандиозном обряде инициации будущих экспедиторов.

У каждого было свое посвящение, для кого-то мокрое, грязное и забавное, а для кого-то – час расплаты и бесконечная беготня с организацией станций и поиском инвентаря для экзекуций. После прохождения тяжелых и веселых испытаний проходит посвящение в экспедиторы. А затем мокрые, уставшие участники с обоих сторон в плотном кругу поют песни у костра.

День пятый. Что? Где? Когда? Почему огурец – ягода?

Первое утро, которое встретило нас ярким солнышком. Над озером появились лебеди. А мы выступили вместе с преподавателями на мастерские.
Исследованием растительных пигментов – антоцианов – экспедиторы занимаются в мастерской учителя года Адыгеи Ирины Маркиной. Приготовляют водные вытяжки из различного растительного сырья, изучают их поведение в кислотно-щелочных средах в качестве индикаторов, учатся разделять смеси спирторастворимых пигментов – хлорофилла и ксантофилла.

Наталья Телегина из Свердловской области обучает экспедиторов основам микроскопии в полевых условиях. Ребята учатся готовить препараты из растительных и животных организмов, фиксируют полученное под микроскопом изображение на цифровой фотоаппарат и анализируют его.
В вечерней программе игра «Что? Где? Когда?». Все команды играют азартно, новички не уступают старичкам. Вопросы в основном из предметов естествознания. До последнего тура не ясно кто победит. Но побеждает молодость.

День шестой. Спортивный

В утренней программе нас ждало увлекательное путешествие в музей-усадьбу народности «Сето». Мы побывали в маленьком королевстве, не отмеченном на карте, но реально существующем. Мы попали на землю Сетомаа, удивительного народа сето, сохранившего уникальную традиционную культуру, песни, язык. Мы познакомились с обработкой льна, традициями и обрядами этого малого фино-угорского народа. А в конце экскурсии девушка Лена, представлявшая свой народ, угостила нас национальным блюдом. Мы получили настоящее наслаждение от увиденного и услышанного.

А впереди нас ждали мастерские.

Учитель года Липецкой области Алексей Овчинников учит работе еще с одним цифровым устройством – мобильной лабораторией PASCO. Используя ее, участники экспедиции изучают состав воздуха, качество воды в Псковском озере, проводят температурный мониторинг изучаемой территории, учатся обрабатывать полученные данные и анализировать результаты.

Химический состав и типы горных пород определяют в мастерской лауреата московского конкурса «Учитель года» Владимира Головнера. С помощью полевой химической лаборатории устанавливают ионный состав образцов и делают вывод о целесообразности их разработки.
А вечером развернулись настоящие спортивные баталии. Сборная учителей России сражается со сборной учеников. Сначала в бой вступили мужчины. Волейбол, футбол – борьба не для слабонервных. Затем на волейбольной площадке встретились девушки. И вновь победила молодость.

День седьмой. Обмен данными.

И снова утро началось с посещения удивительных мест Псковской области. Печоры, Изборск – настоящие изюминки этого региона. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь находится на расстоянии 52 км от старинного города Пскова. Сегодня этот монастырь важный Духовно-Просветительский центр. Священнослужители провели нас по пещерам, рассказывая о годах устроения монастыря. Более 140 лет обитель являлась крепостью на северо-западных рубежах России.

Изборск – это уникальный историко-культурный и природный комплекс, включающий Труворово городище, каменную крепость на Жеравьей горе и Словенские ключи. Изборская крепость покорила своим величием. Мы узнавали о великих подвигах русского оружия, о крепости духа русского народа. Мы побывали в средневековом арсенале под башней Луковкой, спустились по тайному ходу к тайнику с водой, познакомились с хитрыми ловушками и укреплениями. Побывав на смотровой площадке, покоренные величием Псковской природы, мы спустились к Словенским ключам, которые своей свежестью и многообразием вернули нас к действительности.

В мастерской Геннадия Петрова из Удмуртской Республики изучают основы бионики. Как, заимствуя из природы принципы строения живых организмов, создавать сложные инженерные и архитектурные сооружения. Работая в этой мастерской, экспедиторы создают собственные натурные модели, работающие по принципам бионики.

Валеологическими исследованиями в экспедиции занимается Оксана Маляева из Сарова. В ее мастерской ребята производили замеры физических параметров собственного тела, выполняли тесты на работоспособность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и по этим данным составляли индивидуальные карты здоровья.

А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году в экспедиции мы традиционно проводим обмен опытом «День креатива». Каждый участник в течение определенного времени смог показать и научить тому, что он умеет сам. В результате мы научились хиромантии, плести косички, танцевать зажигательные танцы, играть на гитаре, писать стихи на коленках. Вечер удался, и мы долго делились новыми полученными в течение вечера знаниями.

День восьмой. Игры народов. Потрясающие стрелки из Ижевска.

Но здоровье человека определяется не только физическим состоянием. В мастерской Натальи Мясниковой и Марии Соколовой из Мурома участникам экспедиции предоставляется уникальная возможность заглянуть в себя, познать особенности устройства собственной психики и выяснить условия эмоционального комфорта.

В мастерской учителя года Удмуртской республики Валерии Балтачевой экспедиторы обучаются практике этнографических исследований: методам сбора этнографического материала в полевых условиях, составления опросников, ведения полевого дневника.

Учитель года Саратовской области Татьяна Усова на примере традиций Псковского края знакомила экспедиторов с народными русскими играми, традициями и обрядами, связанными с празднованием дня Ивана Купалы и особенностями этого праздника на псковщине.

А учитель года Вологодской области Андрей Успенский исследовал особенности храмовой архитектуры Пскова, методами моделирования показывал закономерности конструктивных особенностей древнерусского зодчества, устанавливал взаимосвязь псковско-новгородской школы зодчества с историей региона.

А вечером нас ожидали удивительные и неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские и казачьи, мансийские и литовские, эстонские и русские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными и такими разными названиями. Все участники экспедиции смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего.

День девятый. День региона: Псковская область. Из лука, вроде, никого не убили, спасибо викингам за это.

Целый ряд полевых мастерских давал возможность участникам экспедиции получить полезные жизненные навыки. Так, в мастерской учителя года Челябинской области Елены Давыдовой обучаются навыкам ориентирования на местности, используя простейшие приборы, определяют географическую широту и долготу, учатся перемещаться по азимуту и составлять схематический план местности методом глазомерной съемки.
Эту работу экспедиторы продолжают с учителем биологии из города Сатка Ларисой Хуснутдиновой, обучаясь неинструментальным методам ориентирования на местности с использованием природных объектов.

Литературным краеведением занимался в своей полевой мастерской учитель года Оренбургской области Кирилл Демушов. И поскольку история псковского края неотделима от биографии Пушкина, экспедиторы устанавливали взаимосвязи между той частью жизненного пути поэта, которая прошла на псковской земле, и тем, как это отразилось в его творчестве.

Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа Светлана Коблякова обучала экспедиторов практике выживания в экстремальных условиях: как развести огонь, собрать влагу путем конденсации, найти и правильно употребить лекарственные травы.

А в мастерской учителя года Амурской области Дмитрия Филатова можно было обрести навык завязывания двадцати различных видов туристических узлов и узнать, для каких целей их можно применять в полевых условиях.

В мастерской учителя года Красноярского края Надежды Князевой экспедиторы обучались принципам профессиональной фотосъемки и элементам анимации как средствам фиксации и представления результатов исследовательской деятельности.

Обучившись благодаря участию в экспедиции множеству полезных вещей, экспедитор должен уметь еще и передать свои знания другим. Именно этому обучала в своей мастерской учитель года Вологодской области Марина Никоарэ. Ее программа называлась «школа экскурсовода».
Еще один полезный навык, участники экспедиции могли выработать в мастерской лауреата конкурса Учитель года из Москвы Марины Говоровой, которая в игровой форме обучала экспедиторов основам семейного права и умению применять эти нормы в конкретных жизненных ситуациях.

А вечером для нас открылся удивительный и прекрасный мир Псковской области. Народные коллективы познакомили нас с танцами, обрядами, песнями. Группы совместно с мастерами научились изготавливать обереги, плетенки, куколок. На спортивной площадке клуб реконструкции представил целое шоу, мы смогли изучить военное снаряжении русских воинов и научиться стрелять из боевых луков. Перед нами в течение вечера открылся многогранный, многонациональный, поликультурный, красивый край. Все презентации мы готовили вместе с кураторами, учителями, ведущими краеведение в школах Псковской области. Каждая группа нашла изюминки и преподнесла их так, что дух захватывало.

День десятый. Спортивно-интеллектуальная эстафета. Большой, малый и… средний театр. Популярность грязи тем временем растет.

Одна из традиций экспедиции – издание собственной многотиражной ежедневной газеты в полевых условиях. Над ее созданием работает коллектив энтузиастов из числа участников экспедиции, возглавляла редакцию Учитель года Воронежской области Тихонова Наталья Сергеевна.
Но для того, чтобы полевое экспедиционное издание обрело вид профессиональной газеты, экспедиторы проходят обучение в мастерской учителя года Тамбовской области Арсения Попова, где осваивают основы дизайна и газетной верстки, принципы рубрикации и основы инфографики.

И наконец, участники экспедиции за две недели работы в полевом лагере могли обучиться основам сразу нескольких иностранных языков. Так, мастерская учителя года Азова Светланы Малькевич увязывала изучение английского языка с экологическими проблемами. Ребята трудились над конкретным проектом - составлением карт природоохранных территорий Псковской области на английском языке.

А в мастерской учителя географии из Калининграда Дмитрия Горшенева можно было не только обучиться азам португальского языка, но и познакомиться с традициями и культурой одной из стран изучаемого языка – Бразилией.

Уже в шестую экспедицию привозит своих учеников учитель географии из столицы Болгарии Софии Элизабет Бойдева. Для болгарских школьников участие в экспедиции – не только возможности приобщиться к экологическим исследованиям, но и шанс попрактиковаться в русском языке, который они изучают в своей школе в качестве иностранного и побывать в самых интересных местах России.

А их учитель, в свою очередь, с энтузиазмом ведет в экспедицию языковую программу, знакомящую экспедиторов с основами болгарского языка, культурой и традициями этой балканской страны.

День одиннадцатый. В пушкиногорье дуб зеленый… Все фоткаются на фоне том.

Мы долго ждали и готовились к этому дню. Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы… Нет в России мест так тесно связанных с А.С.Пушкиным. Здесь, в Михайловском, находится поэтическая родина поэта, здесь набрал силу его поэтичкский талант, расцвел его гений, здесь он обрел и последнее земное пристанище. Мы ходили тропками по аллеям мимо домика няни, по аллее Керн, мимо прудов и озер.
Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным. Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX вв.. Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А.С. Пушкина О.А. Ганнибалом.

Еловая аллея заканчивается восстановленной часовней Михаила Архангела. Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой, по воспоминаниям А.П. Керн, поэт совершил прогулку с ней летом 1825 года. От аллеи Керн дорожка ведет через михайловский сад к «Острову уединения».

Дорожка направо от еловой аллеи ведет к «черному Ганнибалову пруду». В парке Михайловского находятся древние славянские захоронения - курганы V-X веков.

Тригорское - «приют сияньем муз одетый» - дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа "Евгений Онегин".

Отдельные уголки парка носят имена, связанные с написанием романа «Евгений Онегин». Напротив фундаментов старого дома расположена замечательная видовая точка - «скамья Онегина». Далее дорожка ведет к баньке. Рядом с банькой - зеленая беседка, которую окружают старые липы 18 века. Дорожка от баньки ведет к «зеленому залу» (месту для танцев тригорской молодежи).

Далее дорожка ведет к «солнечным часам», одной из самых интересных "затей" парка. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру. В систему солнечных часов входил также и "дуб уединенный", к которому ведет полуденная дорожка. От солнечных часов можно пройти к «аллее Татьяны», своеобразному продолжению въездной однорядовой дубовой аллеи, которая, напротив "дуба уединенного" сменяется близко посаженными липами в "аллее Татьяны". Возраст этих деревьев 230-240 лет.

Знакомство с Петровским парком мы начали с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П.А. и В.П. Ганнибалов.

Вблизи дома А.П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А.П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямым углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.

В конце большой аллеи находится "зеленый кабинет" (любимое место отдыха П.А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в "зеленый зал". Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки ("парнасы") с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

Возвращаясь, мы долго обсуждали увиденное, делились впечатлениями. А напоследок, прочитали удивительное произведение Довлатова С.Д. «Заповедник». И вновь окунулись в мир поэта глазами современного классика.

День двенадцатый. Поездка в Псков, или успеть за 4 часа. Первые слезы: Саров уехал.

Утром нас ждало увлекательное погружение в старинный город Псков.

Первым величественным памятником на нашем пути стал памятник Александру Невскому. 5 апреля 1242 году на льду Чудского озера Александр Невский разгромил тевтонских рыцарей, чем надолго остановил завоевание западных земель Русского государства. После этой победы князь оставил жителям Пскова «грамоту Александра», в которой содержались юридически закрепленные нормы административного и уголовного права. Позже эти нормы были включены в известную Псковскую судную грамоту.

Скульптура князю Александру Невскому и его дружине была установлена в 1993 году на горе Соколиха.
Авторами композиции были скульптор И.И. Козлов и архитектор П.С. Бутенко. По замыслу авторов великий князь Александр Невский изображен в окружении дружинников из Пскова, Владимира, Новгорода и Суздаля. Скульптурная композиция из бронзы и гранита весит 163 тонны. Она поражает своим величием и воплощает единство и неделимость Русской земли, ее соборность, в которой русские всегда находили духовную силу и опору.

Еще один грандиозный памятник десантникам 6-й роты призван увековечить память о подвиге солдат 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка.

Памятник, названный «Купол», был установлен 1 августа 2002 года по проекту архитектора Анатолия Царика.

В Аргунском ущелье республики Чечня сражение продолжалось с 29 февраля по 3 марта 2000 года. Чеченские боевики превосходили российских десантников по количеству так, что на одного солдата приходилось по 27 чеченских боевиков. За этот подвиг десантники были награждены орденами Мужества и удостоены звания Героев России.

Памятник был установлен у контрольно-пропускного пункта Псковской дивизии ВДВ в деревне Черёха.

Следующей нашей остановкой стал Псковский кремль - сердце древнего Пскова, насчитывающего более тысячи лет истории, Псковский Кремль, или, как его называют, Кром, расположен на высоком холме при слиянии рек Псковы и Великой. Единственный сохранившийся до наших дней из больших храмов Пскова, Троицкий собор – душа и сердце Псковского Кремля и великолепный образец русской религиозной архитектуры. Перед началом Ледового побоища князь Александр Невский молился именно здесь.

Памятник Пушкину и Арине Родионовне, установленный в 1983 году, является единственным памятником, изображающий поэта рука об руку с его «подругой дней суровых». Неизвестно, что бы написал Пушкин, не ощущай он постоянной поддержки и заботы своей старенькой няни.

К нашему великому сожалению в этот день мы попрощались с группой из Сарова, которая торопилась домой. Спеты песни, последние слова на прощание…

В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели, играли на гитаре, танцевали зажигательные танцы, исполняли песни на различных языках. Но больше всего нам понравились танцы, который подготовили для нас учителя. Зажигательные, веселые и добрые не оставили никого равнодушным. По залу только и раздавалось «А-плодисме-нты». А закончился концерт пением под гитару уже полюбившейся песни «Расстояние», которая объединила учеников и учителей в огромный поющий круг.

День тринадцатый. Научно-практическая конференция. Песни у костра, веселье до утра, да и кто вообще спал? Явно не Андрей Иванович.

В завершение экспедиции мы проводим научно-практическую конференцию, на которой вам будет предложено рассказать о том, чему вы научились за время экспедиции и об особенностях того региона, где мы с вами будем работать.

В ходе работы экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климатологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом в районах Псковского озера. В течение двух недель мы обучались проведению естественнонаучного мониторинга в 30 мастерских. Целый день мы обрабатывали результаты и вместе с нашими руководителями готовили выступления так, чтоб они запомнились и вызвали интерес у ребят. А вечером каждый из нас вышел на сцену и показал все то, чему научился в экспедиции. Получилось здорово, интересно, разнообразно и увлекательно!!! Все мастерские за два часа пролетели перед глазами, и захотелось снова окунуться в этот увлекательный мир природы вместе с нашими наставниками учителями.

А вечером по традиции у костра прошел марафон бардовской и авторской песни. Гитары переходили из рук в руки. Веселые песни сменялись душевными, грустные и лирические, захватывающими и шумными. Преподаватели и школьники долго не расходились. Костер то и дело вспыхивал мириадами мерцающих факелов. Круг то сужался, то словно солнце растворялся в сосновом лесу у берега Псковского озера. Песни не смолкали до утра. И только с первыми лучами солнца лагерь затих.

День четырнадцатый. Закрытие экспедиции, рюкзаков, зачехление гитар. Роспись футболок, полевые маркерные тату салоны. Уровень грусти выводит все приборы из строя.

Закрытие экспедиции проходило на танцевальной площадке, на небе смеялось солнышко. Перед нами выступил с пламенной речью министр образования и науки города Пскова Александр Седунов. Официальные речи сменились награждением дипломами и благодарностями отличившимся. В традиционном рейтинге «Золотая ручка» в этом году в пятерку лучших вошли Вагизьянов Рафаил (СОШ № 11 г.Ейск, Краснодарский край), Куликова Елена (г.Саров, Нижегородская обл.), Зотова Анна (г.Москва), Шишкина Юля (г.Магнитогорск.). В десятку лучших также вошли Сорокина Анастасия, МОУ СОШ № 11 г.Ейска и Казымова Юлия, МОУ Гимназия № 14 г.Ейска. Победителем стала Софья Грачева (г.Москва). Победители получили «золотые» ручки и подарки.

В конкурсе экспедиционных фотографий «Экспедиция через объектив» победили Вагизьянов Рафаил, Саградян Алла (г.Ейск, Краснодарский край), Сикунова Дана (г.Майкоп, республика Адыгея). Абсолютным победителем стала Куликова Елена (г.Саров, Нижегородская обл.).

Пришло время расставаться. На глазах слезы, под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую популярной песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»: «Нас разделяют расстоянья и мосты, Звезды на небе и мечты, А так хотелось быть рядом, Рядом с тобой…». Невольно образовался круг единения, который медленно раскачивался в такт музыке. Слезы падали на землю. Объятия. И снова слезы…

Мы от всей души благодарим ВРИО Губернатора Псковской области Турчака Андрея Анатольевича, Государственное управление образования Псковской области, в лице начальника Управления Александра Всеволодовича Седунова, победителя конкурса Учитель года Псковской области - 1997 и первого заместителя начальника Геннадия Ивановича Барышникова, ГП Псковский областной "Центр детского отдыха и оздоровления", в лице директора центра Богданову Татьяну Тарасовну, ДОЛ им. Германа Титова, и лично директора ДОЛ Ирину Георгиевну Крюкову, заместителя Главы города Псков Наталью Викторовна Соколова (инициатор проекта) и Головнер Владимира Нодаровича, учителя химии ГОУ СОШ № 1259 г. Москвы, лауреату Московского конкурса «Учитель года-1997» за прекрасно организованную экспедицию.

День пятнадцатый. Последние палатки собраны, последние «расстояния» спеты, последние экспедиторы покидают Псковскую область. Конец.

В лесу осталась последняя палатка. Все экспедиторы упаковали вещи. Последний глоток горячего ароматного чая. Рюкзаки собраны в кучу, ждем автобуса.

Экспедиция – это не только возможность обрести навыки исследовательской деятельности. Это еще и возможность глубже узнать историю и культуру своей родной страны. Работая на псковской земле, мы, конечно, не могли упустить возможность познакомиться с достопримечательностями этой древней земли.

Приезжая в экспедицию, ребята в течение двух недель живут и работают бок о бок со своими сверстниками из нескольких десятков регионов страны. Мы считаем, что одна из наших задач – сплочение представителей разных национальных культур и народностей России. На это нацелены ежедневные вечерние программы экспедиции.

Оглядываясь на прекрасные дни, проведенные в тринадцатой межрегиональной экологической экспедиции на берегу Псковского озера, мы понимаем, что приобретенный в экспедиции опыт для кого-то станет основой выбора профессии, для многих окажется открытием нового чудесного уголка огромной России и совершенно точно всем нам экспедиция подарит новых друзей по всей стране, причем среди них будут как взрослые, так и дети. И все это через год, конечно же, снова позовет нас в путь. В новую экспедицию….

Семке Андрей Иванович, учитель физики МОУ СОШ № 11 г. Ейска, Учитель года Кубани - 2000
(по материалам В.Н.Головнера, учителя химии МОУ СОШ № 1259 г.Москва)