Мы говорили о детях, об их воспитании, творчестве с народным артистом СССР Владимиром АНДРЕЕВЫМ

Газета Москвичка, Мария ЕГОРОВА, Фото Александра ОРЕШИНА, 30.12.2006
8.jpg

Актуальное интервью

Планета — дети

Наш разговор никак не хотел развиваться по жестким законам журналистского жанра. Вместо заранее заготовленных вопросов — экспромт — неожиданные ассоциации и воспоминания. Совсем по-театральному. Меня поразили не столько глубина и мудрость его ответов, сколько та искренность и чистота, которыми было наполнено каждое слово. Мы говорили о детях, об их воспитании, творчестве, а также об искусстве для детей, которому Владимир АНДРЕЕВ, народный артист СССР, художественный руководитель Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, придает особое значение. Он верит в то, что это великая сила…

• Детские спектакли в репертуаре вашего театра пользуются огромным «долгоиграющим» успехом. В чем секрет, Владимир Алексеевич?
— Действительно, многие годы у нас идет спектакль по произведению замечательного писателя Бориса Заходера «Мэри Поппинс». Мы ставили его уже более 1500 раз! Секрет успеха, возможно, в периодическом «обновлении» спектакля. Режиссер-постановщик Фаина Веригина трепетно следит за тем, чтобы возраст актеров соответствовал возрасту персонажей. Если, к примеру, актриса уже не может играть девочку, Фаина перемещает ее в другую возрастную группу, доверяя ей роль мамы. Таким образом, происходит постоянная циркуляция в пределах одного спектакля, сохранившего свой изначальный замысел, традиции.
Другая наша постановка — «Пеппи Длинныйчулок» — об озорной девчонке, которая, несмотря на крутой нрав, защищает добрые идеалы. Это наша новая работа, но дети уже приняли ее и полюбили. Главное тому подтверждение — они не сидят в зале спокойно, а наоборот, пытаются принять участие в происходящем на сцене. Получается, своего рода, игра. Причем это не было изначально запланировано! Это чистой воды экспромт. Например, когда на сцену вышел силач и предложил сразиться с ним, по лесенке на сцену взбежала девочка-кроха: «Я буду сражаться!» Когда положительным героям грозит беда, когда готовится ограбление их дома, зал оглашается ребячьими выкриками: «Это жулики! Жулики!..»
Лично мне очень приятно, что этот спектакль, в основном, молодежный. В нем заняты выпускники Щукинского училища и мои воспитанники из Российской академии театрального искусства. Чувствуется, им легко понять юных зрителей: сами недавно были ими.
Но, по большому счету, настоящий артист тот, кто сердцем усвоил заповедь Станиславского: «Для детей нужно играть, как для взрослых. Только лучше». Хотя есть среди цеховой братии те, что участие в постановках для детей считают чуть ли не повинностью. Последних мне, если честно, жаль. И допуска к детским спектаклям им на нашей сцене, естественно, нет…
• Недавно ваш театр принимал у себя лауреатов Международного детского форума «Зеленая планета-2006». Ваши впечатления?
— Я, прежде всего, хочу поблагодарить тех людей, кто оказывает поддержку общероссийскому детскому движению «Зеленая планета». На форуме были представлены работы ребят из 17 стран мира: Кипра, Германии, Молдовы, Словакии, России… Разные культуры, традиции, свой, национальный колорит. Замечательно! На этот раз участие приняли более 20 тысяч школьников. Среди них — юные художники, фотографы, скульпторы, публицисты, исследователи, проектировщики одежды, музыканты, актеры, режиссеры... Глядя на них, с благодарностью вспоминаешь Луначарского, который в свое время предложил ввести в школах специальный предмет — детское творчество. Ребята творят, мыслят и осознают важность наших общих проблем, экологии, в частности. И, что особенно ценно, предлагают свои пути их решения.
• Действительно, тематика состоявшегося в вашем театральном доме форума — экологическая. Насколько совместимы проблемы экологии и театров? Как сосуществуют они в детском творчестве?
— Лично меня очень радует то, что дети, несмотря на свой возраст, осознают всю ответственность по отношению к природе. Просто замечательно, что сегодня развивается такое направление, как экологический театр. На форуме также были представлены постановки подобных театральных коллективов. Они изумительны. Например, спектакль без слов, где все эмоции и чувства выражаются только через пластику. Или совершенно потрясающая балетная сюита на тему вечности, добра и зла, сохранения жизни и мира. Потрясающе… Вообще я заметил, что дети, занятые творчеством, отличаются от всех. Они другие.
— То есть?
— Вы знаете, наш театр организует различные благотворительные акции и встречи для детей из регионов. Они могут пообщаться с режиссерами и актерами, понаблюдать за репетициями, посмотреть спектакли. Недавно к нам приезжали ребятишки из Грозненского района. И вот подходит ко мне маленький мальчик: «Подарите, пожалуйста, свою книгу!» А у меня на тот момент, действительно, вышли книги о творчестве, педагогическом воспитании. Я его спрашиваю: «Зачем она тебе?» А он: «Повезу своему дедушке. Он очень любит театр. Я тоже. Очень!» Представляете, человечку лет семь, а он уже такой увлеченный. Конечно, я ему подарил книгу. И другим маленьким гостям тоже, сколько хватило. А ведь бывают и совершенно апатичные дети, ко всему равнодушны. И в школе, и дома они не знают, чем себя занять. Но я их в этом не виню. Виноваты родители, взрослые, не сумевшие воспитать в ребенке тягу к творчеству. А ее обязательно надо воспитывать! С самых ранних лет. Аккуратно. Неназойливо.
• Искусство для детей — оно каким должно быть?
— Разнообразным, ярким. Но самое важное, оно не должно воспитывать в детях злобу, которой и так предостаточно вокруг. Сегодня в искусстве слишком много аномального, жестокого, калечащего саму природу человека и человеческих взаимоотношений. Это, к сожалению, притягивает многих. Но эти люди злы, а потому несчастны. Задача нас, тех, кто создает искусство, воспитать у подрастающего поколения ферменты творчества и те чувства, которые ныне утеряны, а многими преднамеренно обесценены. Это чувства патриотизма и, как это ни громко звучит, интернационализма. Кто может, вспомните: понятия «нерусский» для нас просто не существовало. «Мы — москвичи!» — говорили о себе мои однокурсники, соседи — осетин и латыш, белорус, грузин, татарин… Мы все дружили, помогали друг другу. И что сейчас? Сами видите, сами знаете…
• Владимир Алексеевич, вам комфортно в общении с детьми?
— Мне с ними хорошо, но непросто. Я являюсь одним из создателей фестиваля для детей с ограниченными возможностями. Вы думаете, это легко — держать на руках маленькую парализованную девочку и при этом улыбаться?
— Что же движет вами?
— Если б я знал! Невозможно объяснить. Наверное, я просто не могу иначе…

Мария ЕГОРОВА
Фото Александра ОРЕШИНА